Педагогические проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей

Педагогические проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей Реформирование образования в Украине является частью процессов обновления образовательных систем, связанных с признанием значимости знаний как двигателя общественного благосостояния и прогресса. Эти изменения касаются создания новых образовательных стандартов, обновления и пересмотра учебных программ, содержания учебно-дидактических материалов, учебников, форм и методов обучения. Так, в Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования подчеркивается, что содержание базового и полного общего среднего образования создает предпосылки для индивидуализации обучения, внедрение личностно-ориентированных педагогических технологий, формирование социальной, коммуникативной, компьютерной и других видов компетентности учащихся. Становится очевидным, что достижение цели современного образования связано с личностным потенциалом учителя, его общей и профессиональной культурой, без которых невозможно решение имеющихся проблем обучения и воспитания в соответствии с новыми образовательных парадигм. Современному учителю необходимы гибкость и нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстрым изменениям условий жизни. А это возможно лишь при условии высокого уровня профессиональной компетентности, наличия развитых профессиональных способностей. Эта проблема зафиксирована в государственной национальной программе «Образование», где отмечается, что один из главных путей реформирования образования заключается в необходимости «подготовки новой генерации педагогических кадров, повышения их профессионального и общекультурного уровня». В Концепции общего среднего образования отмечена необходимость решения проблемы подготовки учителя, который осознает свою социальную ответственность, постоянно заботится о своем личностном и профессиональном росте, умеет достичь новых педагогических целей. В Украине в 2000 году опубликован сборник научных трудов, в заголовке которых вынесено понятие «компетентность».
Вы хотите ознакомиться с новыми направлениями в культуре? Миниатюры Валентина Пикуля доступны на valentin-pikul.ru
В сборнике рассмотрены проблемы жизненной компетентности, жизненной компетентности детей с особыми потребностями, социально-психологической компетенции, социальной компетентности, коммуникативной компетентности и тому подобное. Значительное количество работ в области психологии и педагогики посвящена проблеме профессиональной компетентности учителя: Д. А.Алферова, А. К.Маркова, В. А.Мижерикова и М. Н.Ермоленко, Н. А.Разина , Е. Е. Шишова и др. В отечественной литературе эта проблема анализировалась С. Бондарь, Н. В.Глинянюк, Е. М.Павлютенковим, С. П.Тищенко и другими. Таким образом, есть основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт развития педагогической мысли свидетельствует об актуальности потребности в разработке теоретических основ и практических путей формирования профессиональной компетентности будущего учителя общеобразовательной школы. Школьный учитель обладает удивительными потенциальные возможности влиять на формирование личности, мировоззрения, политических убеждений, настроений и морали подрастающего поколения. Но реализация этих возможностей зависит в каждом отдельном случае от личных качеств педагога; реальную роль играют его талант, любовь к детям, желание работать. Кроме этого, высоту социального положения профессии педагога, ее престиж зависит от той системы общественных отношений, в которой живет и работает учитель. Это хорошо понимали во все времена. Наиболее дальновидные и разумные государственные деятели всегда пытались использовать учителей в своих политических целях. Еще Ю. Цезар, например, предоставил всем учителям Римской империи права гражданства. Прусский учитель, отмечал Бисмарк, разбил Францию в войне 1870 Американские политические деятели откровенно говорили, что запуск первого спутника Земли состоялся благодаря успехам прежде советской школы. В Японии уважение к учителю возведена в ранг культа. К сожалению, в 60-80 гг. Произошло разное снижение престижа учительской профессии, причем в нашей стране он уже значительно ниже, чем в других странах. Такая ситуация объясняется объективными условиями, в которых живут и работают школьные педагоги. В Украине в сфере образования работает более 1700000. Человек, что составляет более 7% занятых в сфере экономической деятельности. Общее количество непосредственных участников образовательного процесса составляет почти 11 млн. Человек или около 22% всего населения страны. Благодаря научным разработкам выяснено, что около трети учителей имеют низкий уровень профессиональной компетентности, более половины — средний, и только 10-15% — высокий. Это и есть категория педагогов, способных к реализации инновационных образовательной политики. Основными причинами кризиса являются:

  • несоответствие между быстрыми изменениями общественного сознания, изменением ценностей и приоритетов общественной жизни и тяготением профессионального сознания педагогов (в большинстве) с установками . С одной стороны, мы можем наблюдать достаточно динамичное становление в общественном сознании таких понятий, как планетарное мышление, рынок, социальная и профессиональная успешность, индивидуализация мышления и деятельности, адаптивность поведения, диалог и стремление к заключению конвенции и тому подобное. Однако, с другой стороны, краеугольным камнем педагогической традиции продолжает оставаться приоритет коллективного над индивидуальным, принятие идей профессиональной конкуренции, эгалитаризма, авторитаризма, непризнание личной ответственности, что, в свою очередь, приводит к сохранению верховенства репродуктивно-монологических методов обучения и воспитания, к отторжению учениками личности педагога;
  • изоляция педагогической общественности от лучших образцов мирового педагогического опыта до этого времени продолжается. В крайнем случае педагоги знакомы с педагогическим опытом на уровне теоретических сведений, не позволяет говорить об интеграции на практическом уровне, о возможности реально использовать достижения мировой общественности;
  • инерционность традиционной системы педагогического образования: изменения, происходящие в ней в последнее время, или имеют характер «смены вывесок», или направленные на изменение содержания образования по принципу восстановления учебной информации. Этот путь традиционный и уже поэтому — малопродуктивный. Новая учебная информация, учитывая динамизм социальных процессов, устаревает, как правило, на уровне разработки учебных программ.
На рис.1 наглядно представлены проблемы современного профессионального образования и способы их решения. Рис.1. Проблемы современного профессионального образования Подытоживая изложенное, отметим, что сфера образования, начиная с Я. А. Коменского, основана на следующих основных категориях, как знания, умения и навыки. Профессиональная сфера сегодня должна работать с другими категориями — компетенциями. В этом смысле профессия дает ответ на то, какой компетентностью должен обладать человек, или какая сфера ее компетенции. Поэтому профессиональная сфера оперирует компетенциями, а образование — знаниями, умениями, навыками. Когда педагогический процесс не задействует своих субъектов в продуктивной деятельности, то они становятся просто потребителями. ЛИТЕРАТУРА
  1. Алферова А. Д. Опыт и проблемы повышения психологгической компетентности учителя // Вопросы психологии. — № 5. — 1988. — С. 116-120.
  2. Бондарь С. Компетентность личности — интегрированный компонент учебных достижений учащихся // Биология в школе. — 2003. — №2. — С. 8-9.
  3. Василишин А. Школа жизненной компетентности // Шаги к компетентности и интеграции в общество: научно-методический сборник / Наук. ред. И. Ермаковой. — К .: Контекст, 2000. — С. 216-218.
  4. Ганелин Ш. И., Талант Э. Я. История педагогики. — М: Учпедгиз, 1940. — 407 с.
  5. Глинянюк Н. В. Пивищення психологической компетентности педагогов в системе пислядиштомнои образования // Тенденции развития методической работы в системе пислядишюмнои образования: Материалы Международной научно-практической конференции. — Ивано-Франковск: ОИППО. — 2003. — С. 60-64.
  6. Государственная национальная программа «Образование»: Украина XXI века. К .: ИСД, 1997. -6 И с.

Обсуждение закрыто.