Педагогические условия формирования любви к украинскому языку учащихся средних классов в внешкольное время часть 3

Участники художественной самодеятельности разыгрывают сценку из книги А. Свиднщького «Недоколисана» (на материале третьего раздела данного произведения). Параска называет произведение . Пелагея . Это меня некому было качать. И допущу столько лет прожить, сколько у меня женихов было. Да еще и каких! Вот пусть люди их сами узнают. Артисты самодеятельности читают монологи комедийных персонажей из пьес Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик» (Опецковский и Лопуцковский) М. Старицкого «За двумя зайцами» (Голохвастов), И. Котляревского «Наталка Полтавка» (Возный) . Пелагея. Вот женихи. Один в один, как Кавунец в кавунця. И уже вторую сотню лет живут — НЕ умирают ... А тебе, Парася, все же пора искать знакомства и на том свете. Параска . А как это? Пелагея . А так, как у С. Руданского. ( Читает стихотворение "Баба в церкви ".) Параска. Ну, красавица, держись: я сейчас за такое надругательство над тобой чертей вытрясу, да еще и не одного ... Пелагея . А может, помиримся, Парася? Мы с тобой же родственников. Параска . С тобой? Может, и помирюсь ... В следующей двобийкы Согласие? Пелагея . Согласие. Ведущая . Вот двобийка так двобийка! А вы заметили, сколько прозвучало остроумных и метких выражений? Да-да, крылатые слова, фразеологизмы — это настоящее украшение языка. Здесь находим осуждение человеческих пороков и похвалу порядочности, здесь звучат ирония и юмор. И все это не вынужденно, тонко, остроумно. Ведущий. ли интересовались вы когда-нибудь происхождению фразеологизмов? Попробуйте объяснить значение и происхождение таких фразеологических выражений Балясы точить. Балясы — это фигурные столбики в виде кувшинов, фантастических цветов. Ими украшали помещичьи дома, подпирали перила на балконах. Вытачивание балагурства считалось легкой работой, и мастера имели достаточно времени и поболтать, и отдохнуть. В наши дни это выражение означает пустую болтовню. По пояс заткнуть . Превзойти кого-либо. Выражение связано со старинной славянскому обычаю — пидперезуватися и во время перерыва в работе закладывать пояса орудия труда. Плотник, оценивая сделанную вещь, задвигает топор за пояс, а затем снова получает ее, чтобы завершить работу. Ведущая . Среди сугубо народник фразеологизмов всем известное выражение «преподнести тыквы». Вот и капитану Скворцова, герою комедии «Шельменко-денщик», пришлось «попробовать» этого овощей. И если бы не Шельменко, не видать капитану Присенькы. Разыгрывается отрывок из пьесы Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик» (действие IV ява 4). Ведущий. А вот интересно узнать, Шельменко знаешь ли ты, кто написал эту комедию? Шельменко . Конечно, имя Григория Федоровича Квитки-Основьяненко знают все. Ведущий . Да, это псевдоним известного писателя. А каково его настоящее имя? Не знаешь? Тогда, возможно, наши знатоки украинской литературы помогут? Ведущая . Г. Ф. Квитка. Он жил в Основе (возле Харькова) и поэтому добавил к фамилии это название. Еще он подписывал свои произведения псевдонимом «Григорий Основьяненко». Шельменко . Да, да. И как я забыл ?! А кто еще из украинских писателей писал под псевдонимом? Ведущий . Этот вопрос также адресую нашим знатокам. Ответ: Николай Петрович Трублаевський — Николай Трублаини. Яков Башмак — Яков Баш. Петр Панченко — Петр Панч. Николай Шпаковский — Николай Шпак. Афанасий Яковлевич Рудченко — Панас Мирный. Иван Семенович Левицкий — Иван Нечуй-Левицкий. Иван Юрьевич Семанюк — Марко Черемшина. Шельменко. А среди женщин-писательниц были такие кто писал под псевдонимом? ( В зал .) Ответ: Мария Александровна Вилинская (Маркевич) — Марко Вовчок. Лариса Петровна Косач — Леся Украинка. Александра Евгеньевна Косач-Судовщикова — Григорий Григоренко. Активных участников конкурса Шельменко награждает сувенирами. Шельменко . Ой, слышу непревзойденные ароматы украинских вареников с сыром! Ведущий и ведущая спускаются в зал. В руках у них глиняные миски, в них — вареники и пампушки с чесноком. Ведущая . Милые гости, просим сесть, Вареники будем есть, Вареники неплохие Вареники в сметане. Ведущий . В каждом доме на Украине Вареники варят сейчас. Это вареники знаменательные Как их родственники пельмени. Ведущая Вас ждут в башке Вареники очень сытные — белолицых, круглолицые С отборной пшеницы. Шельменко . Нет! Так дела не будет. Что это такое — вареники с сыром, и даром. Предлагаю всем присутствующим соревнования: кто назовет большее количество пословиц и поговорок о языке, поэтому достанется самый большой и вкусный вареник. Согласие? Начинаем соревнования ... Присутствующие называют пословицы и поговорки ... 1 Беседа дорогу сокращает. 2 Береги хлеб на обед, а слово на ответ. 3 Истинное слово броню пробить готово. 4 Слово не стрела, а к сердцу несется. 5 Слово не воробей, выпустишь — НЕ поймаешь. 6 по слову в карман не полезет. 7 переливают из пустого в порожнее. 8 Говорит, будто три дня не ел. 9 наговорил с три короба. 10 наговорил три короба и четыре копы гречки. Ведущие ставят на столы блюда, угощают присутствующих. Некоторым попадаются вареники с солью, перцем или мукой — слышать шутки. Звучит украинская песня "И с сыром пироги ... " . Шельменко вместе с девушкой в украинском костюме разыгрывают инсценировку этой песни . Почетным гостям предоставляется право определить лучшее блюдо, лучший стол, лучшие костюмы и наиболее активных участников конкурсов. Отмеченные получают подарки (ряда бубликов и конфеты). Лине Украинская лирическая мелодия, на фоне которой ведущая читает стихотворение М. Рыльского «Язык» . Прислушайтесь, как океан поет, — Народ говорит. И любовь и гнев В том шуме морском. Нету мудрее, чем народ, учителей, У него каждое слово — это жемчужина, Это работа, это вдохновение, это человек. Не бойтесь заглядывать в словарь: Дозрелый овощ в Гринченко и Даля, Не считайте гнева к моим советам И не ленитесь доглядать свой сад, Ведущий . Дорогие друзья! Мы рады, что сегодня в зале не было равнодушных. Надеемся, что наши вечеринки помогли вам оценить сокровища родного языка, побудили к встрече с древним советчиком — книгой. Желаем вам интересных находок! Всего хорошего! До свидания. Лингвистические игры. В целях развития творческого мышления, совершенствование владения языковым материалом и соблюдение постепенного усложнения ученикам предлагаются упражнения-кроссворды, ребусы, шарады с элементами систематизации знаний. Упражнения — кроссворды Задача 1 .

Обсуждение закрыто.