Формирование профессионально-ориентированного отношения студентов непрофильных вузов часть 3

формализованные показатели данной методики дали возможность выявить уровни достижимости, сформированности профессионально-ориентированного отношения к ППЦ: Оптимальный уровень ( 3): это студенты, которым присущ оптимум всех показателей (критериев сформированности ПЗС), — отношение к психолого-педагогических знаний, дисциплин ППЦ, занятий по дисциплинам, отношение к преподавателю, уровня усвоения психолого-педагогических знаний, высокого уровня профессиональной направленности, отношение к прохождения педагогической практики и отношения к профессии преподавателя. Это студенты, которые в целом отмечаются гармоничным сочетанием знаний, положительной эмоциональной настроенностью в сферу профессиональных интересов и готовностью к избранию преподавательской профессии. Средний уровень (2): студентам свойственно преобладание одного из показателей (критериев сформированности ПЗС) при достаточной сформированности других. Эти студенты характеризуются достаточными знаниями ППЦ, посредственной заинтересованностью процессом обучения ППЦ, признанием вероятности выбора профессии преподавателя при определенных условиях. Низкий уровень (1) — студентам свойственно недостаточно выраженное стремление к овладению психолого-педагогической подготовкой, что выражается в нерегулярном проявлении интереса к ППЦ, в нестабильности показателей академической успеваемости по ППЦ, толерантным отношением к преподавателю, низким уровнем профессиональной направленности и отношением возможной преподавательской деятельности как к непрестижной, одновременно важной вероятной карьеры в этом направлении при особых жизненных обстоятельствах. Как известно, одной из основных проблем, решаемых в процессе психолого-педагогических исследований, проблема измерения результатов. Для получения количественного определения интегрированного результата формирующего воздействия мы воспользовались методикой системно-структурного моделирования, предложенной В. А. Семченко, которая предусматривает построение теоретической модели явления, исследуется, ориентирует не в упрощенном оценивания обособленных компонентов и их трансформации при определенных условиях, а на поиск структурных связей, приоритет интегрированных показателей над отдельными. Исходя из результатов исследований, нами рассчитывались интегрированные показатели рационального компонента, эмоционального и поведенческого компонентов профессионально-ориентированного отношения, а затем был рассчитан общий интегральный показатель профессионально-ориентированного отношения в экспериментальных группах, в которых были реализованы авторские методики формирования профессионально-ориентированного отношения к дисциплинам психолого-педагогического цикла и контрольных группах, работавших в условиях традиционного обучения. В исследовании принимали участие студенты двух факультетов национального экономического университета общим количеством 222 человека. На этапе формирующего эксперимента в экспериментальных группах (140 человек) предусматривалось внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на повышение эффективности психолого-педагогической подготовки студентов, а именно: предоставление студентам права выбора задач и методов учения, а также использование групповых форм обучения , создание благоприятных условий для развития коммуникативных способностей студентов, использование личностно ориентированных технологий в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла во время аудиторных занятий и в самостоятельной работе. Результаты и анализ общего интегрального показателя показал значительное преимущество экспериментальной группы, где интегральный показатель составляет 2,51, против контрольных группы — 2,1. Таким образом, можно утверждать, что отношение к ППЦ студентов экспериментальной группы приобрело значительно более профессионально-ориентированного характера. В выбранной модели для выполнения указанных действий были сделаны определенные предположения: а) о потенциальной равнозначность каждого компонента; б) об их относительной независимости, обособленность. Одновременно мы не забывали, что на самом деле границы существуют лишь в первом приближении, а в высших — проявляют себя корреляция и интерференция. Ведь поведенческий компонент профессионально ориентированного отношения можно рассматривать и как форму вторичного проявления рационального компонента, и как интеграцию предыдущих уровней, а эмоциональный компонент — как катализатор формирования рационального и поведенческого компонента, следовательно, не выделять его в отдельный уровень и рассматривать как косвенное показатель реагирования. После проведения всех процедур появилась возможность составить для каждого участника исследования индивидуальную модель профессионально-ориентированного отношения, содержащая обобщенные за каждым компонентом показатели. Среднеарифметическая указывает на показатель интегральной оценки. В результате чего составляется таблица индивидуальных показателей и на ее основе строится обобщенная таблица результатов исследования структуры процесса формирования профессионально-ориентированного отношения студентов экономического университета к дисциплинам психолого-педагогического цикла. Таким образом, по структурным особенностям отношения отдельных студентов отражают разные уровни профессионально-ориентированного отношения к психолого-педагогического цикла в зависимости от сформированности рационального, эмоционального и поведенческого компонентов профессионально-ориентированного отношения и их составляющих, причем оптимальный уровень обеспечивается высокими показателями по всем показателям, а низкий соответственно низкими. Результаты проведенного исследования позволили также предположить об уместности типологизации индивидуальных моделей, то есть выделение родственных типов структур. Пользуясь структурой типологизации индивидуальных моделей, предложенной А. С. Москалевой, мы распределили обобщенные показатели профессионально-ориентированного отношения, которые содержатся в интервале 1,0-3,0, в свою очередь на определенные типы. То есть, несмотря на значительное количество вариантов (сочетание трех компонентов, которые, в свою очередь, могут находиться на 3-х уровнях), фактически за количественными показателями ПЗС: 1,0 — низкий; 1,3 — несовершенный; 1,7 — посредственный; 1,7 — начальный; 2,0 — переходный; 2,0 — удовлетворительное; 2,3 — перспективный; 2,3 — постоянный; 2,7 — производительный; 3,0 — совершенный, продуктивный; 3,0 — совершенный.

Обсуждение закрыто.