Улучшение финансового обеспечения развития высшего образования в украине на основе опыта зарубежных стран

Повышение финансового обеспечения развития высшего образования в Украине на основе опыта зарубежных стран Высшее образование определяет будущее нации, а украинская нация является одной из самых образованных наций в мире. Сегодня развитие в Украине рыночных условий хозяйствования требует разработки новых научных подходов к определению роли высшего образования в экономической жизни общества, всестороннего исследования тенденций ее развития и закономерностей функционирования. В условиях рыночной экономики государство использует экономические методы управления. Среди мероприятий, требующих безотлагательного решения, является именно подготовка высококвалифицированных кадров, которые нужны экономике Украины. Поэтому высшие учебные заведения должны готовить кадры с таким расчетом, чтобы молодые специалисты после окончания учебного заведения имели возможность в условиях производства, выявить творческие силы и инициативу, применить полученные знания на практике. По международным критериям образование является рентабельной отраслью. Однако, это не означает, что она должна полностью зарабатывать на свое развитие и вносить соответствующую долю в бюджет государства. Образование делает это опосредованно, через свой продукт — обучение и подготовку специалистов. По оценке экспертов 56% внутреннего валового продукта в каждом государстве создают работники, получившие высшее образование. Финансирование образования стало в последнее время предметом особого внимания, в значительной степени благодаря прогрессу в понимании природы экономических интересов субъектов, действующих на образовательном рынке, а также потому, что многие общественно важных мероприятий потребует значительных средств. Необходимость решения проблем, связанных с финансовым обеспечением развития высшего образования, требует внедрения новых подходов к финансированию за счет общего фонда государственного бюджета и расширение круга собственных поступлений бюджетных учреждений. Развитие высшего образования в рыночных условиях хозяйствования невозможен без усиленного внимания к разработке новых методологических решений их функционирования за счет внедрения эффективных методических подходов к организации и текущего планирования доходов и расходов, разработки направлений развития высших учебных заведений.

Вопросам теории и практики финансового обеспечения высшего образования уделяли внимание украинские экономисты С. Буковинский, А. Василик, В. Гейца, В. Глущенко, А. Даниленко, А. Криклий, В. Куценко, Е. Либанова, Ц. Огонь, К. Павлюк, Д. Полозенко, Г. Пятаченко, П. Саблук, С. Юрий, В. Федосов и другие. Среди российских экономистов, которые исследовали вопросы финансирования и развития высшего образования, можно назвать А. Анчишкин, В. Афанасьева, В. Басов, С. Белякова, С. Вишневая, В. Ерошин, В. Жамин, Е. Жильцова, С. Костаняна, Г. Поляка, С. Струмилина, Л. Субботиной, А. Чугаева, Д. Чупрунова и других. Изучению вопросы финансового обеспечения развития высшего образования посвящены работы зарубежных ученых: Г. Беккера, Ч. Бексон, М. Благую, Грегори Дж. Брока, А. Вагнера, Дж. Вейзе, Е. Деннисова, П. Друкера, К. Эрроу, Дж. Кейнса, Е. Круги, Е. ЛИНДАЛ, Шеннота Б. Мадди, Ф. Махлуп, Я. Минсента, П. Самуэльсона, Я. Тимберген, Т. Шульца. Приобретение названных ученых является значительным вкладом в теорию, методологию и организацию высшего образования, а также решение вопросов по совершенствованию ее финансового обеспечения. Однако, в целом эта проблема остается недостаточно изученной как в украинской, так и в мировой науке. В частности, большинство исследований западных ученых акцентирует внимание лишь на конкретной стоимостной оценке инвестиционного эффекта образования, отражает процесс роста заработной платы и национального дохода. Однако, более важным, по нашему мнению, является научно обоснованное понимание основных причинно-следственных связей и зависимостей, комплексного, более широкого влияния высшего образования, его структуры, способа организации и финансирования. Также особого внимания сегодня заслуживает налаживания финансово-хозяйственного механизма образовательной деятельности и поиск дополнительных источников финансового обеспечения развития высшего образования в Украине. Цель исследования состоит в определении направлений улучшения финансового обеспечения развития высшего образования в Украине на основе изучения опыта зарубежных стран. Актуальность проблемы финансового обеспечения развития высшего образования обуславливается спецификой финансового механизма в том, что с помощью финансов определяется конечный результат всей хозяйственной деятельности в государстве. Финансовый механизм — это методические, организационные и правовые положения и меры, определяющие функционирование финансов в экономике государства, их практическое использование для достижения определенных соответствующими программами целей и задач. Формирование и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения общегосударственных потребностей, а также потребностей соответствующих структур и населения осуществляется на основании соответствующих нормативных актов, которые выступают основой для разработки методических положений, определяющих технику мобилизации и использования этих ресурсов, обязательно связки субъектов, которые принимают участие в этих процессах. Задачей финансового механизма является финансовое обеспечение и финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования так же, как регулирование — функцию финансового обеспечения. Так, в соответствии с условиями выделяют три метода осуществления финансового обеспечения. Рис. 1. Методы осуществления финансового обеспечения По финансового регулирования, то оно представляет собой метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Сегодня новые механизмы государственного финансирования высшего образования формируются в условиях уменьшения государственного финансирования высшего образования и развития рыночных отношений в сфере образования. Выделяют два основных направления изменения механизмов государственного финансирования высшего образования в условиях развития рынка образовательных услуг: • формируются квази-рынки в государственном секторе образования; • развивается контрактура в сфере образования. Эти изменения и развитие образовательного рынка в целом лишь тогда приводят к значительному положительному эффекту, когда выполняются следующие условия: должна существовать реальная конкуренция между поставщиками образовательных услуг; если конкуренция отсутствует, то разделение покупателя и поставщика образовательных услуг обычно сводится к формальности; заключения договора с монополистом, у которого нет достаточных стимулов к поиску эффективных путей предоставления образовательных услуг, может привести к неэффективному использованию общественных (общественных) средств.

Творог классический откидной (мин 0,5 кг) ecoeat.ru молочная продукция.

Обсуждение закрыто.