Развитие гуманитарного пространства часть 2

На сегодня мы уже можем наблюдать активный процесс обновления содержания образования и совершенствование систем духовного воспитания учащихся, студентов. С целью преодоления духовного кризиса в обществе с 2005 года в Украине введено изучение курсов «Этика» и «Христианская этика». Для начальной школы Киевским городским институтом им. Б. Гринченко разработана и утверждена программа курса «Христианская этика в украинской культуре». 262 учебные заведения области ввели этот курс за счет вариативной составляющей учебных планов. В области работает областная педагогическая мастерская по созданию научно-методического обеспечения этого курса. Второй год подряд в области проводится конкурс авторских программ. В 2007 году на конкурс более более 200 программ, большинство из них утверждена управлением образования и науки и прошла экспертизу МОН Украины. Особым спросом пользуются программы нравственно-духовного направления. Важно подчеркнуть культурологический подход к созданию программе преподавания этих курсов. Донецкая область — регион с уникальной исторической судьбой. Он стал родиной для представителей более 100 национальностей, почти 26 конфессий нашли здесь основания для бытия. Такая непростая ситуация учитывается при введении в школах области курсов морально-духовного направления. Такие уроки преподаются только с письменного согласия родителей и вводятся как факультативы. Надлежащее развитие духовности современной личности можно обеспечить лишь при условии создания гуманного образовательного пространства. И здесь приоритетная роль отводится учителям-словесникам, которые призваны воспитывать молодое поколение активных, деятельных граждан, способных достойно представлять свое государство в европейском сообществе.
уборка квартир
Формирование поликультурной компетентности личности, привитие ей умений и навыков свободного общения на нескольких языках, совершенное знание родного языка — очень важные задачи. В современном образовании это направление известный под названием «стратегия языкового прорыва». В области создается система непрерывного языкового образования, обеспечивающего обязательное овладение гражданами Украины государственным языком, возможность изучать родной и практически владеть хотя бы одним иностранным языком. При переходе на 12-летний срок обучения в практику общеобразовательных школ уже введено изучение одного иностранного языка со второго класса. В процессе реализации положений государственной языковой политики перед образованием стоит важнейшая задача — обеспечение консолидации, единства и культурного развития всех коренных народов и национальностей Украины по Украинской, проживающих за пределами Украины, и связи с предстоящим вступлением Украины в Европейский Союз. Итак, вполне закономерным является выделение в одно из приоритетных направлений модернизации национального образования «поддержку украинского языка», предусматривающий развитие системы языкового образования в государстве, обогащения родного слова и культуры, расширение сферы функционирования государственного языка, создание надлежащих условий для ее развития и полноценного внедрения во все сферы общественной жизни и т. На реализацию этих и ряда других задач направлены Государственная программа развития и функционирования украинского языка на 2004—2010 годы и Целевая комплексная программа развития и функционирования украинского языка в Донецкой области на 2004—2010 годы, приобретают новое звучание в условиях глобализации и евроинтеграции. Показательным является рост среди учащейся и студенческой молодежи интереса к одному из самых престижных международных конкурсов — имени Петра Яцика. За восемь лет конкурса на областном уровне приняли участие около 3000 учащихся, студентов, победителями стали более 300, на республиканском — 14 учащихся общеобразовательных школ на 5 студентов вузов. В 2008 году для победителей-дипломантов, которые заняли первые места, начало разовые стипендии областного управления образования и науки и областного Института последипломного педагогического образования. Такое пристальное внимание к языкового образования не случайно. Как показывает Концепция государственной языковой политики, свободное овладение всеми гражданами Украины языка своего гражданства — это не только залог межэтнического согласия, единства и стабильности общества, эффективного функционирования государства, положительного ее восприятия как полноценных и независимого субъекта мирового сообщества, но и средство повышения интеллектуального потенциала каждого человека, что будет способствовать сохранению в Украине языково-культурного разнообразия и исключать конфликты на этнической и языковой почве. Итак, концептуальные основы гуманитарного пространства должны базироваться на идее не только обучение знаниям, умениям, навыкам (для специалиста — соответствующей профессии), но и формирование высокодуховной интеллектуальной, творческой, социально активной личности. Задача школы, вуза — стать школой саморазвития, самоуправления, самодисциплины, ответственности, сотрудничества сотворчества учителя и ученика, преподавателя и студента. Способы реализации качественной гуманитарного образования: 1. Обеспечение непрерывности системы гуманитарного образования, развитие гуманитарного пространства что должно объединять школьную и внешкольное, аудиторную и внеаудиторную работу со школьниками и студентами. Для этого необходима активизация проведения научных конференций и семинаров, конкурсов, олимпиад, Малой академии наук, дебютных клубов, турниров, школ лидерства, разработка и внедрение научных и бизнес-проектов. 2. Создание системы гуманитарного пространства Донетчины необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи образовательных учреждений с другими учреждениями и общественными организациями, как: властные структуры, культурно-просветительские организации, общественные объединения. В частности показательно, что в последние годы в области созданы и успешно работают: ассоциация руководителей школ; ассоциация творческих педагогов Донетчины; совет школьников; родительский совет и тому подобное. 3. Обеспечение рационального использования интеллектуальных и материальных ресурсов региональной системы образования для достижения показателей качества образования на уровне современных мировых требований. Важным шагом должно быть усовершенствование механизма оценки и контроля качества деятельности учебных заведений, в том числе с привлечением общественности, в продолжение системы рейтингования вузов и отдельных образовательных программ на основе мониторинга со стороны государства и сети независимых центров. 4. Объединение научных исследований и технологических разработок с практической реализацией научных идей, создания единых непрерывных научно-практических циклов и комплексов. Важно начать новый этап связи науки и практики, он заключается в том, чтобы привлечь учителей, преподавателей в научно-исследовательской деятельности, ознакомить их с технологией исследования и научить самостоятельно решать научным способом текущие образовательные проблемы. Сегодня создание гуманного образовательного пространства, разработка в области и государстве Концепции гуманитарного образования — это насущная необходимость, вызванная самой жизнью. Именно гуманизация образования определяет, каким должен быть человек будущего, выстраивает ее модель, определяет траектории речевого развития личности, ее духовного и общекультурного становления, становится залогом успешной социализации. Конечно, это должен быть человек с инновационным типом мышления, самодостаточная, демократически воспитанный человек, способный жить в глобализованном мире, контактировать с миром, творчески применять все то положительное, что в нем есть, готова учиться на протяжении всей жизни . Дальнейшее развитие качественной системы образования — это и наш служебный долг и дело совести.

Обсуждение закрыто.