Формирование электронных ресурсов в государственной научно-педагогической библиотеке украины

Формирование электронных ресурсов в Государственной научно-педагогической библиотеке Украина имени В. А. Сухомлинского Информационное обеспечение научных исследований в настоящее время является важным направлением деятельности библиотек. С этой целью библиотеками определяется стратегия формирования общегосударственной информационно-коммуникационной системы образования и науки, рассматриваются особенности создания и развития национальных электронных информационных ресурсов, оптимальные методы организации доступа к мировым научным электронным ресурсам, уделяется внимание инновационным стратегиям развития библиотек в условиях электронной среды, уделяется внимание таким электронным ресурсам, как библиотечные электронные каталоги, тематические базы данных, электронные реферативные журналы, электронные библиотеки. За последнее десятилетие развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменили представление о библиотеке и ее роль в системе научных коммуникаций. Библиотеки прошли стремительный путь от замкнутой системы к навигатору в мировом информационном пространства. Сейчас библиотеки внедряют ИКТ во все сферы своей деятельности: от управления библиотечно-библиографическими технологиями к созданию собственных электронных ресурсов. Создаются коллекции собственных электронных ресурсов (создание электронного каталога библиотеки, оцифровка фондов, новые поступления на нетрадиционных носителях и т. д.), начинают создавать открытые электронные журналы, электронные архивы, также реформируется система информационно-библиографического обслуживания, которая строится на принципах оперативности и доступности информации: виртуальная библиографическая справка, электронная доставка документов.
доска объявлений образование
Электронные ресурсы обеспечивают высокую информационную емкость, оперативность тиражирование и распространение документов, меньшую стоимость их производства, возможность актуализации данных. Отметим, что терминологическое понятие «электронный документ» и «электронный ресурс» определяли многие ученые активно исследуют сущность документа в целом и электронного частности. Среди них М. И. Акулина, А. Б. Антокольский, Г. Г. Воробьев, Ф. С. Воройський, Р. С. Гиляревський, А. И. Земсков, Н. Б. Зиновьева, Н. М. Кушнаренко, Т. В. Майстрович К. Митяев, П. Отле, А. В. Соколов, Ю. М. Столяров, Г. М. Швецова-Водка, Я. Л. Шрайберг и др. На наш взгляд, наиболее оптимальное определение термина у межгосударственном стандарте ГОСТ 7.83-2001 "Электронные издания. Основные виды и выходные сведения », где« электронный документ — это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники «. А. И. Земсков и Я. Л. Шрайберг руководству» Электронные документы "дали следующее определение электронного ресурса — это совокупность, множество (коллекция) электронных документов (имея в виду, что коллекция создается, как правило, намеренно, а ресурс может образоваться и в результате случайных действий или событий). С Учитывая актуальность вопрос о создании электронных ресурсов и их использования в научно-информационном обеспечении педагогической науки, образования и практики, Государственная научно-педагогическая библиотека Украины имени В. А. Сухомлинского (ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского), как научно-информационный центр Академии педагогических наук Украины, а также всеукраинский библиотечно-информационный центр сферы образования Украины, начала формировать фонд электронных документов и создавать электронные ресурсы. Библиотека, несмотря на свой молодой возраст (ей всего 8 лет), уделяет немалое внимание этому вопросу, ведь, от информационно-образовательных ресурсов, которой является совокупностью научно-педагогической, учебно-методической, нормативно-технической и инструктивной и другой информации, зависит полноценное обеспечение профессиональных потребностей педагогов Украины. Проблема определить основные направления, последовательность и формы и методы внедрения ИКТ в практику работы библиотек сферы образования Украины. Специалисты ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского был разработан три этапа компьютеризации библиотек образовательной сети, в условиях недостаточного финансирования, обоснованно их постепенные инновационные шаги: на первом этапе библиотекам рекомендуется подключиться к Интернету, создать свой веб-сайт и через него предоставлять доступ пользователям к отечественному и мирового информационного пространства. Главной задачей второго этапа является создание электронного каталога (ЭК) библиотеки, электронных тематических и проблемно-ориентированных баз данных (БД), которые значительно повышают оперативность библиографического поиска информации. Третий этап компьютеризации предусматривает формирование мощного ресурсного центра полнотекстовых документов по актуальным психолого-педагогическим вопросам, в частности работы ученых АПН Украины, и развития образования. Практическим воплощением этой этапности является развитие ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского как современного информационного центра. Если у 2003 ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского был 1 компьютер, подаренный диаспорой, то на 1 сентября 2007 году парк машин насчитывает 40 компьютеров, 3 сервера, 12 принтеров, 2 сканеры, отделы объединены в локальную сеть. В 2003 году Библиотека получает доступ к сети Интернет, благодаря которому пользователи получили возможность знакомиться с мировым информационным ресурсом. С 2003г. В ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского начал действовать веб-сайт, на котором представлена деятельность учреждения как научно-исследовательского, научно-информационного и научно-методического центра библиотек сферы образования Украины. Анализ пользования сайта за 2005—2007 гг. Свидетельствует следующее: если посещаемость в 2005 году составила 2496 пользователей, то уже в 2006г. На сайте было зафиксировано 5147 посещений. Для сравнения был взят период январь—сентябрь 2006 (3341 посетитель) и январь—сентябрь 2007г. (4402 посетителя). Как показывает график, количество посетителей постоянно растет. Максимальное количество посещений — приходится на весенне-осенний (494 и 616) период, минимальное количество — на летний период (208 и 331 соответственно). На протяжении 2005—2006 гг. В структуре был открыт Медиацентр с 7 АРМ для пользователей. С момента открытия Медиацентра в сентябре 2006 года, его посетило более 2 тыс. Пользователей, среди которых есть ученые АПН Украины, преподаватели высших учебных заведений разных уровней аккредитации вузов, ученые, аспиранты, педагогические работники органов власти и управления , учителя общеобразовательных учреждений, работники дошкольных учебных заведений и внешкольных учебных заведений, библиотечные работники, образовательные библиотекари, студенты педагогических и других вузов, студенты педагогических колледжей, студенты других колледжей и ПТУ, ученики школ, лицеев, гимназий и другие пользователи ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского. График посещений показывает, что за период январь—сентябрь 2007 его посетило 1407. Максимальное количество пользователей приходится на период сессий вузов и экзаменов в общеобразовательных учреждениях. Из них максимальное количество посетителей приходится на других пользователей — 534, студентов педагогических вузов — 87, других вузов — 46, научных АПН Украины — 50, профессорско-преподавательский состав вузов (III-IV г... А. ) — 57. В конце 2006 Библиотекой была приобретена автоматизированная библиотечно-информационная система ИРБИС-32, благодаря которой, в сентябре 2007 г... В интерактивном каталог стал доступен удаленному пользователю через веб-сайт библиотеки. На сегодня общий объем БД составляет более 15 тыс. Записей, это книги, диссертации, авторефераты диссертации, статьи из периодических изданий. В ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского, начиная с 2003 года, реализуется государственная программа по сохранению и функционирования научного объекта составляет национальное достояние Украины "Документы педагогико-психологического и историко-культурного направления ХIХ-нач. ХХ в. (1850—1917 гг.) ". В ее состав входит 90 тыс. Раритетных документов. 395 документов, которые были оцифрованы в 2006 году. Компаний PIRIT SYSTEMS на книжном сканере ATIZ Book Drive. Они составляют БД «Книги XIX в. По психолого-педагогическим вопросам». Используется трехуровневая структура хранения, на верхнем уровне которой — страховой фонд, который хранится на сервере и на DVD-дисках (в TIFF-формате). Для пользователей этот фонд находится в локальной сети ГНПБ Украины им. В. А. Сухомлинского в pdf-формате.

Обсуждение закрыто.