Учебно-методический комплекс подготовки преподавателя дистанционное обучение

В соответствии с этой системой проектирования обучения создан дистанционный курс «Проектирование дистанционного курса». В течение четырех недель преподаватели анализируют целевую аудиторию, определяют выходные компетенции студентов, планируют их активность в курсе, формулируют цели обучения и создают план учебных занятий, анализируют возможные стили общения, определяют систему доставки. В ходе дистанционного учебного процесса слушатель отвечает на анкеты относительно усвоения теоретического материала и его использования в создаваемом дистанционном курсе, принимает участие в дискуссиях. Результатом работы в дистанционном курсе является распланирована деятельность студента в течение изучение дисциплины. Большое внимание в курсе уделяется определению целей обучения, которые являются основой для определения содержания и методов обучения, оценки результатов обучения, активизации учебной работы студентов, превращение их в сознательных участников учебного процесса. В середине прошлого века комиссия экспертов под председательством Б. Блума разработала одну из самых известных классификаций целей обучения — «Таксономию Блума». Эта классификация является основой для сравнения целей, которых пытаются достичь авторы различных учебных программ. Инструмент дистанционного обучения — дистанционный курс с точки зрения использования информационных программных средств является весьма непростой структурой. Дело в том, что содержательная составляющая подчинена возможностям педагогических технологий, которые используют различные методы и средства обучения, в том числе, активны. Совокупно комплекс этих технологий может определять выбранную преподавателем стратегию обучения. В то же время информационные программные средства берут на себя функции доставки информации, формирование учебной среды, организации общения и тому подобное.
Куда сходить с ребенком
То есть на содержание и на качество обучения влияют, в первую очередь, педагогические стратегии обучения, а не информационные технологии, которые используются для доставки. Так что при разработке дистанционного курса необходимо учитывать существующие психолого-педагогические теории обучения с их методами, средствами и др. Чаще всего это будет их комбинация, которая позволит построить эффективную стратегию обучения. Наиболее распространенными являются следующие психолого-педагогические теории обучения: бихевиористская, когнитивная и конструктивистская. Анализ этих теорий показывает, что они совпадают во многих идеях и правилах, ведь основной целью всех является совершенствование деятельности через информацию. Проектирование учебных материалов для дистанционного обучения может включать подходы всех трех теорий. Стратегии бихевиоризма могут использоваться для изучения фактов («что»), когнитивной теории — для изучения процессов и правил («как»), а стратегии конструктивизма — для ответа на вопрос «почему» (высокий уровень мышления, который обеспечивает персональное понимание и обучения, в зависимости от ситуации и контекста). Сегодня на Западе используется модель дистанционного обучения университета Атабаска, которая является обобщением международного опыта. Она учитывает различные виды взаимодействия, которые дистанционный учебный процесс должен обеспечить. Студенты могут взаимодействовать с содержанием, предоставленным в различных форматах, тьютором, другими студентами, интерфейсом. Такая модель способствует созданию социальной среды, в которой студент получает знания и трансформирует свой профессиональный и социальный опыт. Анализ других моделей обучения свидетельствует, что могут быть выделены главные принципы обучения, которые помогают в проектировании обучения работать с любой системой доставки и ориентированы на создание учебного пространства. Главные принципы обучения базируются на проблеме и имеют четыре фазы обучения: активизация предыдущего опыта, демонстрация умений, использование умений, интеграция этих умений в активный реальный мир студента. Большинство практик обучения концентрируют внимание на второй фазе — демонстрация умений, игнорируя другие. Активизация — это не только тестирование предварительных знаний, но и активация ментальных моделей, которые могут модифицироваться или налаживаться студентами для привлечения новых знаний. Когда студенты чувствуют, что они уже знают определенный материал, тогда активизируется их опыт для демонстрации этого материала. Эту активность можно использовать для помощи и направления студентов к новым знаниям и сделать результат более эффективным. В противном случае выполнения претеста НЕ активизирует предыдущий опыт. Здесь лучше подходит простое повторение материала. Главная цель обучения — развивать использование ментальных моделей для решения проблем. Ментальные модели — это когнитивные структуры, ассоциируются с когнитивными процессами, необходимыми для решения проблем. Различают три класса проблем: проблемы категоризации, проектирование (планы и процедуры) и интерпретации (принципы, модели, теории). Каждый из этих классов требует разных знаниевых структур и различных составляющих умений (концепции, активности, процессы). Одна из ролей обучения — применение учебных методических указаний для поддержки обучения. Одна из форм указаний — акцентирование внимания студентов на нужной информации. Вторая форма — представление большого количества идей и демонстрация их использования. Важные альтернативные точки зрения, особенно для плохо определенных структур. Когда студенту демонстрируют сравнение различных точек зрения, это усиливает налаживания ментальных моделей к широкому использованию. Важную роль играет медиа как средство предоставления ссылок и доставки информации. Применение практики — наиболее слабый элемент в проектировании обучения. Следует помнить, что эффективность обучения требует закрепления новых знаний и умений за их использование. Предполагать ошибки — это обычное следствие решения проблемы: большинство студентов учатся на своих ошибках, они учатся их узнавать и избегать. Диагностика ошибок и коррекция — фундаментальный принцип минимализма. Знание и умение быстро забываются, если они не становятся частью жизни студента после обучения. В работе приведены рекомендации по эффективному использованию проектирование обучения, учитывающие требования к моделям и инструментов. Дистанционное обучение — это обучение, при котором предоставление студенту существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: спутниковых связей, компьютерных телекоммуникаций, национального и кабельного телевидения, мультимедиа , учебных систем. Современные информационные технологии быстро меняются. Это касается как возможностей технологий, так и их стоимости. Конечно, в дистанционном обучении следует использовать лучшие образцы технологий.

Обсуждение закрыто.