Формирование у студентов навыков самостоятельной работы при изучении предметов эстетического цикла

Формирование у студентов навыков самостоятельной работы при изучении предметов эстетического цикла В Государственной программе «Учитель» отмечается, что именно учителю принадлежит ключевая роль в обществе и образовании. Благодаря его деятельности происходит становление подрастающего поколения, воспроизводится и растет интеллектуальный и духовный потенциал нации.
вот здесь

Реализация государственной национальной программы "Образование. (Украина XXI века) "предусматривает подготовку специалистов нового типа, способных возродить национальную школу, обогащенную передовой мировой педагогической мыслью. Место самостоятельной работы студентов в их профессиональной подготовке трудно переоценить. По мнению ведущих ученых, на современном этапе наиболее существенная проблема — это оптимизация самостоятельной работы студентов. Овладение навыками самостоятельной работы активизирует познавательную деятельность будущего специалиста, облегчает поиск научно-методической информации, делает более осознанным усвоения учебного материала. Все это положительно влияет на формирование личности педагога, стремление к саморазвитию, самообучению. Ряд исследователей считает, что на смену Школьные методике преподавания приходит стремление развить у студентов умение работать с многочисленными источниками информации. То есть основная задача высшего образования теперь заключается не столько в том, чтобы дать выпускникам определенные знания и навыки, а сколько в том, чтобы научить их учиться, благодаря чему они дальше, на протяжении всей жизни, смогут пополнять свои знания и совершенствовать свой опыт, анализировать и использовать в своей профессиональной деятельности для достижения науки и техники. Доказано, что только те знания, которые студент получил самостоятельно, благодаря собственному опыту, мнению и действия, будут на самом деле крепкие. По данным ЮНЕСКО, в процессе преподавания учебного материала усваивается 15% информации, воспринимаемой на слух, и 65% — на слух и зрение. Если же учебный материал человек обрабатывает сама, самостоятельно выполняет задание от его постановки к анализу результатов, то усваивается не менее, чем 90% информации. Научить студентов самостоятельно учиться — одна из важных задач преподавания дисциплин эстетического цикла. Чтобы реально сформировалось умение мыслить, надо определенным образом строить самостоятельную учебную деятельность студента, исключив заучивания, механическое запоминание учебного материала из книг. Дидактика высшей школы определила понятие «самостоятельная работа студентов». Оно включает в себя наличие самостоятельной познавательной деятельности, главным мотивом которой является самостоятельное овладение новым содержанием; опора на умение, навыки, которые являются; систематичность и планомерность организации самостоятельной работы с учетом подготовленности студентов и их психологических особенностей; выполнения под руководством преподавателя или на основе методических разработок системы задач (учебных, исследовательских), которые способствуют усвоению различных знаний, приобретению умений, навыков, опыта творческой деятельности и выработки самостоятельности в поведении (И. Зимняя, В. Кисленко, Т. Куликова и др .). Самостоятельное обучение, как система, имеет свою структуру: чтение конспекта лекций; чтения, комментирования и конспектирования учебной и научной литературы; выполнения контрольной работы, тестовых заданий; подготовка к сдаче зачетных кредитов. Научные достижения, изменение информационных технологий требует от специалиста любого профиля постоянного обновления, совершенствования знаний, которые уже есть, профессионально-личностных качеств. Для этого необходимо систематическое совершенствование своего мастерства. При этом определенным будут не заложены высшим учебным заведением знания, умения, навыки, а способность самой личности к самосовершенствованию (Е. Тесля). Авторы ряда работ считают, что дальнейшее самосовершенствование возможно, если уже в стенах вуза студент овладеет навыками самостоятельной работы, которая развивает активность мышления. Критериями ее эффективности некоторые исследователи признают: субъективное ощущение изменения в себе самом; умение работать с понятиями; способность проектировать новые формы действия, видеть собственные трудности в достижении поставленных целей и готовность решить эти трудности. Существует также мнение, что активизация мышления учащихся возможна при условии, если им передается обобщенное понятие о механизмах применения усвоенного способа деятельности в различных ситуациях. В этой связи большое значение имеет самостоятельная подготовка и организация круглых столов, дискуссий, деловых игр, консультаций. Выполняя ту или иную роль (общественность, родители, исследователи, репортеры и др.), Студенты из разных позиций рассматривают проблемы эстетического воспитания, эстетической культуры. Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что «самостоятельная работа» — понятие интегративное, которое включает готовность самого студента к самостоятельной деятельности, а также и умение преподавателя развивать эту деятельность у тех, кто учится. При этом главное — не оптимизация ее отдельных видов, а развитие у студентов активности, самостоятельности, желание проявить себя. Почему вопрос об организации самостоятельной работы студентов стало актуальным именно сейчас? В. Черных объясняет это тем, что сегодня обучение по традиционным специальностям основательно и методично обеспечено: создан учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, разработаны тестовые задания. Автор выделяет стимулы для развития самостоятельной работы и считает, что на смену тому положению, когда студент оставался один на один с многочисленным количеством вопросов, приходит другое: теперь студент, имея доступ к литературе, может готовиться к практическим занятиям, семинаров или составления модулей, полагаясь на собственное умение усваивать поданную информацию. Еще одним стимулом для развития самостоятельной работы стало широкое распространение компьютерных технологий и разветвления Интернета, когда ответы на вопросы можно получить с помощью родственных сайтов высших учебных заведений не только Украины, но и всего мира. Как утверждают ведущие ученые, одна из особенностей модульно-кредитно-рейтинговой модели организации учебного процесса в высших учебных заведениях удельный вес времени, планируется на самостоятельное изучение курса. Поэтому естественно возникает вопрос, как оптимизировать самостоятельную работу студентов, предотвратить неоправданные перегрузкой, избежать однообразия видов задач, которые выполняют будущие специалисты в процессе профессионально-педагогической подготовки (М. Степко, Я. Болюбаш, К. Левкивський, Ю. Сухарников). Концепция самостоятельной работы студентов в условиях внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОУП) направлена на личностно ориентированное развитие будущего специалиста. По мнению ученых, успешность самостоятельной работы во многом зависит также и от психологической готовности студента к самостоятельному обучению и познанию. И это составляет одну из проблем, с которой мы встречаемся на первых порах. Как показывает опыт, к моменту поступления в высшее учебное заведение в большинстве выпускников не сформированы ни психологическая готовность, ни устойчивые навыки самостоятельной работы. Студенты не умеют самостоятельно работать как с научной, так и с методической литературой. Студенты должны вступать самостоятельно максимально возможный объем знаний, работая с разнообразной литературой, проводя определенные исследования, то есть стать активными субъектами обучения. Методические рекомендации студентам для самостоятельного изучения отдельных тем представлены большим разнообразием видов работ: работа с учебником, справочником, научно-популярной литературой, конспектирования прочитанного и т. д.; решения упражнений, направленных на приобретение практических навыков и умений, упражнений повышенной сложности. Как считают авторитетные исследователи, при прослушивании лекции, чтении литературы студенты постоянно мысленно соотносят полученную информацию с собственными знаниями, чувствами. Это означает, что на материале, который изучается, развивается мышление студентов, которое позволяет им лучше учиться в дальнейшем, заучивать теории, а анализировать с ее помощью жизненные факты. Заслуживает внимания вывод ученых о том, что важнейшая задача преподавателей — сформировать у студентов соответствующую мотивацию к глубокому изучению дисциплин эстетического цикла. Поэтому прежде всего студенты решают: «Зачем им понадобится эта дисциплина, для чего они будут ее изучать?» Преподаватели дают студентам понять, где, когда, для чего им в жизни пригодятся знания этих дисциплин. В этом студентам помогает первая лекция, которая раскрывает предмет и задачи дисциплины. При дальнейшем изучении дисциплин углубляется понимание необходимости изучения этих предметов. Это и означает, что сформировался реально действующий мотив учебной деятельности — познавательный интерес, основанный на осознании личностного значение овладения научными эстетическими знаниями.

Обсуждение закрыто.