Формирование профессионально-ориентированного отношения студентов непрофильных вузов

Формирование профессионально-ориентированного отношения студентов непрофильных вузов, получают дополнительный специальность В средствах и главных путях социализации молодежи накануне слома веков возникли основные изменения, которые непрерывно усиливаются. Они заключаются в увеличении продолжительности обучения практически всей молодежи до значений 16-22 гг. (Для стран-членов Европейского Союза низкие значения касаются Греции и Португалии, а самые высокие — Швеции и других государств Скандинавии). Следовательно, система образования превращается из вспомогательного в наиболее распространенное средство предоставления профессии и главный путь выхода молодежи непосредственно на рынок труда. Укажем — и в дальнейшем все более высокий процент активного населения в той или иной форме не прерывает дальнейшие занятия, пытаясь повысить свою профессиональную компетентность или получить дополнительную профессию. Указанные явления не обошли и Украину, где в последние годы стабильно растут контингенты вузов, двигаясь к показателям, которые превращают этот уровень обучения в обязательную стадию социализации, в средство получения молодым человеком профессии с целью подготовки успеха на быстро меняющемся и непредсказуемом рынке труда. И в новых условиях вхождения Украины в Болонский процесс, в отличие от времен элитарного высшего образования, значительно уризноманитнився уровень подготовки студентов к успешному выполнению учебного плана, вырос процент относительно слабых студентов, что осложнило работу преподавателей вузов. Поэтому преподаватель вуза должен быть сейчас не просто высокопрофессиональным, но и способным излагать свою дисциплину по-современному, раскрыть тенденции и явления широкого плана не только в контексте формирования профессиональной компетентности, а с предоставлением знаний и умений по методов и средств успешной жизнедеятельности в тех условиях сформируются в Украине и Европе в ближайшее время. В этой статье мы рассмотрим вопрос повышения эффективности обучения тех групп студентов, которые пытаются получить не одну, а сразу две профессии, среди которых есть специальность учителя или преподавателя (в широком смысле — педагога). Разнообразными вопросами теоретического обоснования, планирования, разработки и внедрения системы психолого-педагогической подготовки (на основе целостного комплекса специализированных дисциплин), студентов высших учебных заведений не только педагогического, но и непедагогического профиля, занимались многие ученые. В работах С. Я. Батищева, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриковым, В. А. Якунина среди многих вопросов и тем освещаются методологические и теоретические основы профессионального образования. В. А. Козаков, В. А. Семченко, С. А. Сысоева, М. М. Фицула и другие рассматривали именно психолого-педагогическую подготовку студентов для получения второго или вспомогательной специальности, психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки инженеров и роль дисциплин с психолого-педагогического цикла в гуманизации естественной и инженерно-технологического образования — С. И. Богомолов, М. Е. Добрускин, Е. Аверьянова, И. Федоров. Наиболее распространенной, а потому актуальной является проблема эффективного обучения студенческой молодежи второй профессии — педагогической. Получение такой профессии предусматривает применение развитого блока дисциплин психолого-педагогического цикла. Актуальность такого исследования обусловлена, во-первых, общим изменением парадигмы современного высшего образования, непосредственно связывается с влиянием на цели и качества образования таких принципов, как гуманистичнисть (людиноориентованисть), фундаментальность и непрерывность. Во-вторых, на уровне высшего профессионального образования особое место занимает оптимизация учебной деятельности студентов, результативность которой зависит от многих факторов, как внешних (дидактические условия, методы и формы организации обучения и др.), Так и внутренних, психологических, среди которых важное место занимает профессионально-ориентированное отношение к предмету, позитивное восприятие процесса обучения, участие в создании благоприятной эмоциональной атмосферы. Конкретные примеры будут касаться студентов Киевского национального экономического университета, получают две профессии — экономиста и педагога. Подобное сочетание получает распространение в вузах Украины по многим причинам. Большинство работников третичного сектора постоянно или очень часто сотрудничает с другими людьми, находится с ними в разнообразной коммуникации, вынуждены влиять на других людей и, следовательно, нести обратного действия. Для подобных занятий — как и для преподавания экономики или других наук, для успешного решения многих коллизий в семье и др. — Далеко не лишним является получение определенного объема знаний из области психологии и педагогики. Задача вуза — "помогать студенту осознать сущность выбранной профессии, ее требования к исполнителю, цели, содержание и функции профессиональной деятельности, возможны индивидуальные стратегии выполнения профессиональных обязанностей, специфику профессионального мастерства и пути овладения ею, приемы творческой адаптации к содержанию и структуре профессиональной деятельности ". Наиболее распространенной, а потому актуальна проблема эффективного обучения студенческой молодежи второй профессии — педагогической. Получение такой профессии предусматривает применение развитого блока дисциплин психолого-педагогического цикла. Успешное овладение наряду с основной еще и педагогической профессии — сложное дело, включает в себя много составляющих частей. Центральную роль среди них играет отношение студентов к психолого-педагогической подготовки. Психолого-педагогическая подготовка является традиционным атрибутивным явлением педагогического образования, поэтому существует мнение — зачем нагружать студентов «лишним», изучая психолого-педагогические дисциплины в непедагогических вузах, ведь студенты поступили в экономический университет для усвоения иной профессии. Исходными положениями для нас стало то, что мотивационно-целевой фундамент ориентации на определенную специальность в вузе для каждого субъекта является сложной многоуровневой и многомерной системой (В. А. Семченко, В. А. Якунин и др.), в которой цели деятельности и те потребности, обусловливающие процесс целеполагания и цилеприйняття, ценности и мотивы выступают ведущей, системообразующим звеном этой деятельности. С одной стороны, в системе профессиональной подготовки нет простой линейной зависимости между объективным направлением учебного процесса на усвоение определенного вида профессиональной деятельности и индивидуальными целями и мотивами студентов, усваивают соответствующую учебную программу, с другой, — швидкозминнисть общественного бытия и, в меньшей степени, учебной среды заставляет постоянно развивать теорию и практику деятельности преподавателя вуза.

Обсуждение закрыто.