Формирование навыков русскоязычного монологической речи в русскоязычных студентов втуз восточной украины часть 2

1) воспроизведение прочитанного или прослушиваниям текста объемом до трех или четырех печатных страниц, который содержит описание, сообщения и соображения, степень воспроизведения — не менее 50% объема исходного текста; 2) построения монологической высказывания по аналогии, тематика учебно профессиональной и социально-культурной сферы общения. III этап — Октябрь — включает в себя 2 задачи: 1) устное воспроизведение прочитанного общественно-политического текста с социально-культурной сферы общения („ Культура и быт населения Украины «, „ Массовая культура как феномен ХХ в.», „ Место экологической культуры в современном обществе "и т. д.), степень воспроизводства — не менее 75% объема исходного текста; 2) составление монолога-рассуждения с включением оценки и аргументации без опоры на тематику: „ Выдающиеся ученые Украины ", „ Наука — элемент цивилизации «, „ Атомная энергетика в современных условиях», „ Интернет в Украине "и другие. Особенность этого этапа состоит в том, что мы не только увеличиваем объем исходного текста и достигаем большей степени воспроизведения, но также увеличиваем долю текстов социально-культурной сферы, делая акцент на общественно политических, культурологических произведениях, требует более высокого уровня развития речевых навыков. IV этапе — Декабрь — завершает обучение монологической речи на 1 курсе. Русскоязычные студенты уже знакомы с основными типами монологов. Особое внимание на этом этапе уделяется умению перефразировать сообщения, пользоваться эквивалентными заменами, отвергать лишнюю информацию, воспроизводить содержание в полной или краткой форме с использованием языковых трансформаций. При построении собственного монологического высказывания внимание уделяется связности и логичности изложения. Задача ИУ этапа: 1) воспроизведение на основе прочитанного или прослушиваниям текста объемом до 5 печатных страниц, который содержит различные комбинации типов монолога по тематике учебно-профессиональной сферы общения, степень воспроизведения — 90% объема исходного текста; 2) построения собственного монологического высказывания по одной из предложенных тем с учебно-профессиональной и социально-культурной сфер общения, использования при высказывании всех типов монологов (приблизительная тематика высказываний этого этапа: наука, человек и общество, вода и болезни века, металлы в природе, бюджет времени студентов, современные компьютерные технологии, самостоятельная работа студентов и т. д.). При реализации поэтапных задач мы прорабатываем в русскоязычных студентов умений выявлять структуру чужого высказывания, строить собственное высказывание. Выработка в русскоязычных студентов необходимых навыков монологической речи включает в себя следующие компоненты: 1) анализ предложений, абзацев, смысловых отрывков из точки зрения выражения авторских мыслей; 2) анализ способа передачи информации (описание, рассказы, рассуждения), языковых средств и композиции исходного текста. При анализе способа передачи информации мы опираемся на выделенные академиком В. В.Виноградов типы монологов, учим студентов выделять определенную логико-синтаксическую схему и набор языковых средств, характерных для того или иного типа монолога. Так, монолог-описание учит строить текст по следующей схеме: а) характеристика предмета, явления в целом (что называется чем ..., что называют чем ..., что — (это) что ... ., что чем ..., состоящий из чего ... и т. п.); б) подробная характеристика каждого части (классифицируют по чем ..., что представляет собой что ..., принадлежащей (в) чему ..., что служит чем ..., применяющих где ... и т. п.) . В рассказе выделяем временную последовательность действий, которые являются основой, канвой для связывания мыслей, обращаем внимание на лексику движения и слова, характеризующие обстоятельства действия обстоятельства образа действия, времени, цели, места. В монологе-рассуждении, характерном при объяснении или выводе формулы, закона, решении математических задач учим выделять а) формулировка закона или формулы; б) доказательства; в) вывод. Пониманию логико-синтаксических схем построения типов монологов и языковых средств выражения способствует задание с опорой на зрительную наглядность: — после прослушивания по заданной схеме воспроизведите содержание прослушанного; — восстановите содержание текста по представленным словами, словосочетаниями и конструкциями; — после прослушивания восстановите только ту часть текста, где даются определения. Большое значение, на наш взгляд, имеют задания на анализ композиции высказывания и средств сцепления предложений, частей текста, типа: — выделите вступительную, основную и заключительную части текста и озаглавьте их; — определите основную тему абзаца, текста, в каком предложении она выражена; — определите, с помощью каких слов связанные предложения абзаца, части текста или целого текста по плану. Анализ композиции и языковых средств мы связываем с задачами на трансформацию при воспроизведении прочитанного или прослушиваниям текста, потому что прочитанное или прослушиваниям студент будет преподавать по-своему, сворачивая и трансформируя языковую форму. Итак, правильное определение поэтапных задач по развитию монологической речи, в соответствии с этими задачами отобранный учебный материал и виды упражнений составляют эффективную систему управления процессом обучения русскоязычного монологической речи. Учебные материалы, представленные в пособиях, сборниках, имеют связывать отдельные ступени обучения с ориентацией на профилирующие дисциплины, создает в русскоязычных студентов соответствующие представления о схемах дальнейших действий, базирующихся на уже приобретенном опыте. Создание комплекса учебных материалов позволит повысить эффективность подготовки на украинский язык русскоязычных студентов при изучении технических дисциплин в высшей школе, потому что такая направленность обучения будет полностью соответствовать их коммуникативным потребностям. Без этого вообще невозможно ставить вопрос о переводе преподавания на украинском языке учебных дисциплин в высших учебных заведениях Юго-Восточной Украины. ЛИТЕРАТУРА 1. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

Обсуждение закрыто.