Трудовое обучение. технологическая подготовка будущих учителей трудового обучения на занятиях в учебных мастерских

Трудовое обучение. Технологическая подготовка будущих учителей трудового обучения на занятиях в учебных мастерских На занятиях по практикума в учебных мастерских осуществляется трудовая подготовка будущих учителей трудового обучения и черчения. Соответствии с учебным планом практикум, охватывает ручную и механическую обработку конструкционных материалов, проводится с первого дня обучения студентов в вузе на базе среднего общего образования. Учитывая это, первостепенное значение приобретает уровень графической и трудовой подготовки, полученный учениками в школе. Традиционно начальные графические знания и умения учащиеся получали изучая курс черчения, а трудовая подготовка осуществлялась на уроках трудового обучения. Изменения в отечественном базовом учебном плане, начиная с 1994 года, происходили в направлении перераспределения учебных часов между «гуманитарными» и «технократическим» предметами не в пользу последних. Официально курс чертежи из учебных планов школ не изымали, но его отнесли к школьного компонента и теперь руководство школы должно было определять существование предмета «Черчение». Последствия известны. Подавляющее большинство руководителей школ отказалась от чертежа, что привело к значительному снижению графической грамоты школьников. Интеграция курса трудового обучения и черчения не уменьшило остроты вопросы преподавания черчения в школе, более того, фактическое уменьшение общего количества часов усложнило трудовую подготовку учеников. Безусловно, уровень графической и трудовой подготовки школьников надо повышать при условии реформирования трудового обучения в общеобразовательной школе, опираясь на опыт предыдущих лет и сохраняя традиции. Несмотря на все проблемы, педагогические вузы готовят будущих учителей трудового обучения и черчения. Слабая графическая и трудовая подготовка в школе существенно усложняет студентам прохождения практикума в учебных мастерских, поскольку программа практикума составлена с учетом программы трудового обучения средней общеобразовательной школы. Это означает, что подготовка будущих учителей трудового обучения и черчения осуществляется на базе среднего образования, то есть на базе тех знаний и умений, полученных прежде всего на занятиях в школьных мастерских. В случае, когда базовые знания недостаточны, студенты должны пополнять их самостоятельно во время учебы в вузе. Недостатки школьной подготовки неизбежно приводят к потерям учебного времени. Как известно, ученики изучают более углубленно те предметы, знания которых необходимы при поступлении в вузы, поэтому введение вступительного экзамена по трудовому обучению и чертежи какой-то мере способствовало бы решению указанных выше проблем. Целесообразность такого экзамена отметили в своем решении участники конференции деканов факультетов и заведующих отделений высших учебных заведений, которые готовят учителей трудового обучения. Программа практикума в учебных мастерских четко регламентирует время, отведенное на изучение теоретического материала (не больше 15-20% учебного времени). Ограниченность во времени вполне понятна. При достаточной школьной подготовке студенты могут технические сведения в основном изучать самостоятельно. Большую часть времени отводится на проведение практической части практикума, что создает условия для решения главных задач этой дисциплины. При проведении практической части следует приучать студентов рационально планировать свою работу, подбирать необходимые приспособления и инструменты, организовывать рабочее место, повышать производительность труда. Для развития творческих способностей студенты должны решать технические задачи, разрабатывать конструкции и технологии изготовления изделий, знакомиться с современными достижениями техники и технологий. Студенты также должны приобретать навыки самоконтроля, самооценки, коллективного анализа типичных ошибок, работы со справочной литературой и технической документацией. На практических занятиях важно научить студентов самостоятельно разрабатывать технологические карты на изделия, изготавливаемые. Успех этой работы прежде всего зависит от уровня графической и технической образованности студентов, а также технологической подготовки в школе. Как известно, для изготовления любого изделия нужно иметь: во-первых, материалы (заготовки); во-вторых, оборудование, приспособления и инструменты; в-третьих, техническую документацию (чертежи и технологические карты). Первые две составляющие не вызывают возражений у студентов при обсуждении этого вопроса. Наличие технической документации воспринимается противоречиво. В лучшем случае технической документации отводится роль источника информации об изделии, то есть она отождествляется с чертежом, которое дает ответы на вопросы: Что нужно изготовить? Вопрос как изготовить вообще не возникает, считается, что он решится само по себе непосредственно при изготовлении изделия. Самое важное дело преподавателя — убедить студентов в важности и необходимости разработки технологических карт, исходя из чертежа и технических требований, а также их оформление в виде технологической документации в начале практической работы. Недопустимо, чтобы студенты выполняли эту работу только как задачи, нужно сдать. Формирование технологической культуры происходит в процессе технологической деятельности, а начинается с убеждения в обязательности технологической документации. Общеизвестно, что материальная часть компьютера требует программного обеспечения. Без программ аппаратная часть вообще не работает, потому что программы регламентируют совместной деятельности всех ее составляющих и управляют работой компьютера. Так же техническая документация выполняет роль программного обеспечения для изготовления соответствующего изделия, хотя, надо признать, ее необходимость не столь очевидна. Действительно, на первый взгляд изготовить любую вещь без технической документации представляется возможным, даже чертежи может заменить образец изделия. Но при более детальном рассмотрении наличие чертежи не вызывает сомнения, а также возникает целый ряд технологических вопросов, которые требуют решения. И здесь надо отметить два существенных момента. Во-первых, все технологические вопросы, неизбежно возникающие при изучении чертежи и технические требования к изделию, необходимо рассматривать совместно, а это возможно сделать только в начале непосредственного изготовления. Во-вторых, все возможные варианты ответов должны быть проанализированы, а окончательные — зафиксированы документально. Прежде всего, определяется последовательность обработки изделия, то есть состоит технологический процесс, который является основой технологической карты. Особенность этой работы заключается в том, что студенты делают изделие мысленно, так сказать, «виртуально», четко представляя в пространстве все свои действия. По необходимости технологический процесс может дополняться или сокращаться, а последовательность обработки — меняться. Сложность этой работы заключается в том, что студенты должны задать такую последовательность обработки изделия, которая с их точки зрения наиболее соответствует целому ряду требований: безопасности, точности, удобства, скорости, простоте, экономности, экологичности и тому подобное. Итак, изготовить любую вещь возможно, имея информацию: что изготовить и как. На первый вопрос отвечает чертежи, на второе — технологическая карта. Наглядно иллюстрирует эти размышления пример деятельности современного промышленного предприятия. Получив заказ, работу начинают конструкторы, решая конструкторские задачи и создавая чертежи. На основании чертежей технологи разрабатывают технологические процессы и оформляют технологическую документацию. Рабочий начинает изготовление изделия уже имея техническую документацию. Таким образом, обязанности четко распределены между конструктором, технологом и рабочим, вовсе не отрицает участия всех в рационализации и изобретательстве с целью усовершенствования конструкции и технологии. В школьных мастерских для развития технического творчества ученики привлекаются к конструкторской и технологической деятельности, но следует заметить, что вопросы методики обучения учащихся решению творческих задач конструкторского характера разработаны более, чем вопрос методики обучения составлению технологии изготовления изделий. Это в определенной степени объясняет низкий уровень технологической подготовки школьников.

Обсуждение закрыто.