Педагогические условия формирования творчества в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования творчества в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности предполагает представление ребенка об окружающей среде, формирование у нее эмоционально-оценочного отношения к действительности, которую она воспринимает, и стремление к творческому воспроизведение своих впечатлений в разных видах изобразительного деятельности. В отечественной литературе детское творчество определяется как явление художественной культуры, а изучение особенностей ее проявлений и условий формирования — как важная проблема психолого-педагогической науки. Раскрывая роль творческой деятельности в воспитании, обучении и развитии ребенка, исследователи (Е. Фльорина, Г. Лабунська, Н. Сакулина, В. Мухина, Л. Выготский) одновременно отмечают, что между детской и профессиональной творчеством определенного соответствия не существует, хотя общественно-педагогическая ценность ее очевидна. В творческой деятельности ребенок открывает для себя что-то новое, обнаруживает свое понимание и отношение к окружающей действительности, позволяет взрослым изучать внутренний мир. Такая оценка детского творчества позволяет говорить о правомерности распространения понятия «творчество» на деятельность детей, в то же время ограничивая ее термином «детская» и отмечая при этом условном характере его употребления. Одним из важных положений современной педагогики творчества является утверждение мысли, что детское творчество — «всеобъемлющее достояние» (Т. Рибо), условие существования ребенка в повседневной жизни (Л. Выготский), что дает основание привлечь к творческой деятельности всех детей без специального отбора. По объективной природы художественного творчества ребенка, то современная наука считает, что первоначальной формой ее проявления является синкретическая творчество, то есть такая, в которой отдельные виды искусства еще не отделены и неспециализированные. Этот факт указывает на общий корень, из которого выделились все виды детского искусства. По мнению исследователей (П. Блонский, Л. Выготский, Леонтьев, Н. Ветлугина), этим общим корнем выступает детская игра, которая служит подготовительным этапом для последующей творческой деятельности. Основы творческого процесса составляют образования из пережитых впечатлений новой действительности, которая отвечает потребностям самого ребенка, другими словами — «комбинирования старого в новом сочетании» (Л. Выготский). В связи с этим, считает он, если мы хотим создать прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо распространять ее опыт. Раскрытие психологической готовности ребенка к творческому процессу рассматривается в литературе с различных по решению этого вопроса сторон. Но исследователи (Л. Выготский, Н. Ветлугина, Н. Сакулина, Т. Комарова, В. Котляр) преимущественно сходятся в том, что основу этой готовности составляют: морально-эстетическая позиция ребенка; представление репродуктивное и творческое; совокупность специальных способностей, знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности. Морально-эстетическая позиция ребенка дошкольного возраста находится на стадии становления. Вместе с тем, как отмечает В. Мухина, дети своими рисунками без какого-либо специального намерения отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценки взрослых. Путь развития каждой культуры своеобразный, поэтому наряду с системами общечеловеческих ценностей ребенок, развиваясь, присваивает ценности, присущие той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая ориентации окружающих ее людей, ребенок вырабатывает собственную позицию, свои идеалы. Проявления непосредственных чувственных впечатлений представляют собой ценную качество, которое способствует формированию у детей активной нравственно-эстетической позиции. Деятельность воображения, которая обеспечивает в творческом процессе зарождения художественного образа, в период дошкольного детства имеет специфические особенности. Возникнув на грани раннего дошкольного возраста, воображение ребенка со значительно меняется. Так, наряду с дальнейшим развитием непроизвольной воображения, появляется качественно новый тип воображения — произвольное. Образам воображения дошкольников характерна особая яркость, наглядность, подвижность и неизменность. Дети пытаются воссоздать привлекательные, по их мнению, образы. Воображение старшего дошкольника чаще всего носит репродуктивный характер, при котором образ создается на основании словесного описания того или иного события, эпизода, персонажа или восприятие соответствующей графической модели и тому подобное. Вместе с тем на этом этапе у ребенка закладываются основы творческого воображения, которая позволяет создавать новые, оригинальные образы. Реализация творческого замысла зависит от уровня развитости профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Леонтьев определяет способности как специфические для человека прижизненные образования, условием формирования которых является деятельность, требует наличия именно этих конкретных способностей. В комплекс специальных способностей по изобразительной деятельности включают: качество восприятия формы, чувство цвета, величины, пространства, ритма, равновесия и т. д., то есть те образования, которые дают возможность многогранно и качественно ориентироваться во внешних свойствах предмета или явления, подлежащих обследованию. Основу профессиональных знаний составляют осознание ребенком элементов изобразительного языка, понятие о различных материалы для окраски, их изобразительно-выразительные возможности и технические приемы работы с ними, о рациональных подходы к организации деятельности. В изобразительных умений и навыков относятся координации действий глаза и руки, развитость руки, что дает возможность выполнять изобразительные действия соответствующей сложности; владение техникой работы определенными материалами для покраски. Перечень определенных компонентов готовности согласуется с необходимостью решения тех задач, возникающих на каждом этапе творческого поиска: накопления первоначальных представлений — возникновение замысла — его реализация. В определении условий формирования у детей творческой деятельности исходным является положение о социальном наследовании психических свойств и способностей, присвоение индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством (С. Рубинштейн, А. И.Запорожец, Леонтьев, Л. Венгер). По данным психологов, психическая регуляция творческой деятельности осуществляется с помощью психических действий, присущих человеку, которые не возникают естественным путем, а должны быть присвоены ребенком. Если отсутствует целенаправленное обучение, такое присвоение может происходить стихийно. В связи с этим особую значимость имеют исследования Е. Фльоринои, Н. Сакулинои, В. Котляра, Г. Пидкурганнои, связанные с разработкой содержания, форм и методов передачи детям норм реалистического изобразительного искусства, обучение их творческого воспроизведения окружающей среды. Успешности решения указанных задач способствуют как объективные, так и субъективные условия. Объективные условия заключаются в создании творческой атмосферы в группе детского учреждения, что находит свое выражение в доброжелательном и внимательном отношении сверстников и взрослых к творческим проявлениям ребенка; наличии материальной базы, которая дает возможность детям практически реализовать творческие задачи в соответствии с их замысла и тому подобное.

Обсуждение закрыто.