Методика проведения уроков по внеклассного чтения часть 7

Фирма учета может быть еще такой: в классе вывешивается полотно с нашитыми карманами, на которых записаны фамилии учеников класса в алфавитном порядке. В кармане есть карточки, куда ученик записывает прочитанную книгу. С помощью такой формы ученик учета является книгу, а учитель имеет возможность установить контроль за внеклассным чтением (учетные карточки могут храниться и в ящике). Учитель в свою очередь ведет учет внеклассного чтения учащихся своего класса. Он различными способами обнаруживает, что читают ученики, и заносит сведения в учетной тетради. На занятиях по внеклассного чтения учитель путем беседы, опрос учащихся обнаруживает, что учащиеся прочитали за неделю. Так же в беседах с родителями, с отдельными учениками, через ознакомление с абонентского карточками в библиотеке учитель узнает, ученик читает больше, который меньше, что именно читает каждый ученик. Все эти данные учитель включает в свой тетради учета и им руководствуется в организации внеклассного чтения детей. В этой тетради на каждого ученика отводится страница: так учитель может сделать еще пометки, как читает ученик — регулярно или время от времени, из которых тем больше читает книг, как использует прочитанное самостоятельно в своем обучении. Дифференцированно оценивается в журнале учебная деятельность тех учеников, которые, выполнив коллективную работу, положительно проявили себя при ответах на вопросы по содержанию, устного рассказа, выразительного чтения и перечитывания отдельных эпизодов текста, перевода прочитанного, и тому подобное. От неудовлетворительных оценок, как правило, нужно отказаться. Или задавать домашние задания второклассникам? НЕ задавать и ничего непосильного не требовать. Процесс самостоятельного чтения и на этом этапе продолжает быть сложным, особенно для тех учеников, у которых низкая техника чтения. В то же время этот процесс привлекает учеников, потому что преодоление трудностей, пусть и незначительных, ведет к удовлетворению, отгоняет страх перед чтением незнакомой книги. Итак, следует не требовать, а рекомендовать читать книги на ту же тему или художественные произведения тех авторов, которые разрабатывались на уроке внеклассного чтения, составлять интересные вопросы — загадки, загадывать их родителям, а потом своим товарищам в классе , делать иллюстрации к отдельным эпизодам, наблюдать за описанным, «говорить» с автором книги, то заучить наизусть. Согласно подобранными художественными и научно-художественными литературными произведениями, выделяем следующие типы уроков: тематические, жанровые, авторские (встреча с отдельным писателем), библиотечные уроки. По форме проведения это будут уроки чтения — слушания, уроки-путешествия, уроки-беседы (суждения), уроки-творчества, уроки-утра, уроки-отчеты и тому подобное. Местом проведения преимущественно является класс, может быть комната сказки (если таковая имеется в школе), актовый зал, лоно природы, библиотека. 6. Уроки внеклассного чтения на основном этапе Если младшие школьники овладели знаниями, умениями и навыками работы с детской книгой на подготовительном и начальную этапах, то можно переходить к обучению детей на основном этапе. Основной этап длится в течение третьего и четвертого года обучения. Уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели. Их задача — добиваться оформления читательских умений на основе индивидуальных особенностей каждого читателя, закрепление общих читательских умений. Задача внеклассного чтения на третьем этапе не меняется. В течение всего времени ученики должны работать над выработкой навыков, а затем и необходимости самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные им книги. При этом по-прежнему основной учебный материал, то есть конкретные детские книги, которые читают ученики, определяется реальным книжным фондом, размер и тематика которого зависят от условий работы школы: наличие детской библиотеки, расположения школы (в городе или селе), уровнем подготовки родителей. Это обязательно должен предвидеть и учитывать учитель, готовясь осуществлять на уроке учебно-воспитательную работу. В частности, в подборе книг для внеклассного чтения необходимо ориентироваться не только на то, что у учителя, но и на то, что могут принести ученики. У них. Возможно, нет того, что есть у учителя, и наоборот. Классный обязан учитывать это. Но в каких бы условиях он ни работал, его цель — свести детей на высшую ступень овладения самостоятельным чтением. Цель этого этапа — формировать навыки и потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступны детские книжки. Теперь ученик переходит полностью к самостоятельному вдумчивого усвоения содержания незнакомых детских книг с преемник анализом качества восприятия на специальном уроке внеклассного чтения. На третьем этапе обучения процесс воспитания самостоятельного читателя-ученика усложняется. Перед каждым из них ставятся задачи: 1) научиться самостоятельно выбирать и читать детские книжки без присмотра учителя — вне класса; это значит, что их самостоятельное чтение становится внеклассным в прямом значении слова; 2) научиться пользоваться библиотечным или книжным фондом читательского зала, способствовать воспитанию у детей интереса к книге; чтобы приучить детей к этому, учитель должен предусмотреть экскурсии детей в библиотеку, ознакомления с каталогом и правилами отбора книг для чтения. Углубляется освоение связи понятий: писатель — произведение (то есть книга), писатель — тема, а также тема — писатель. В настоящее время учащиеся знакомятся с новыми именами писателей. Вводится дифференциация тем чтения. Вводятся научно-познавательные произведения, справочные книги. На этих уроках детские книги будут разные и по содержанию, и по структуре, и по объему, и по эмоциональной насыщенностью. Объединять их должен то, что они должны быть для ребенка новыми, а еще — интересными и доступными каждому в соответствии с его уровня читательского опыта и уровня развития. Большой вес при этом следует уделять рекомендательном списке — основном библиотечно-библиографическом пособии. Он может быть написан учителем от руки на обычном листе бумаги или оформлен в виде плаката. Как-то: Сказки выдающегося французского писателя 1. Читайте сказки Шарля Перро «Красная Шапочка» "Зачарованная красавица» «Синяя Борода» «Кот в сапогах» «Золушка» «Чародейки» 2. Хорошо рассмотрите эти книги. 3. Научитесь коротко пересказывать прочитанные сказки. 4. Вычленять наиболее интересные эпизоды и поупражняйтесь в выразительному чтению. 5. Подготовьтесь к инсценировке отдельных эпизодов сказки. 6. Попробуйте поставить живые картинки (группа по интересам) 7. Найдите интересные рассказы об авторе сказок. Такой и подобный ему рекомендательный список поможет каждому ребенку выбрать книгу по своим возможностям и предпочтениям, расширить читательский кругозор, легче справиться с домашним заданием. Чтобы составить ориентирован рекомендательный список и своевременно довести его до сведения детей, учитель сам заранее знакомится с имеющимся фондом книг по данной теме и вносит в список только те, которые есть в классной, школьной, районной библиотеках. Дети должны доверять рекомендательном списке понимать, что книги, указанные в нем, — хорошие. Доступные, но не единственные в подготовке к уроку. И, конечно. Не стоит думать, что каждый ученик прочитает все указанные в списке книги. Рекомендация — это пожелание, совет. Ознакомившись со списком, школьник прежде всего определит, какие книги он уже знает, какие нет, за которыми он обратится в библиотеку или к домашнему собрания.

Обсуждение закрыто.