Уровни развития инновационной среды часть 2

Оценка имеет особые рычаги в определении производительности инновационных процессов, в том числе и инновационной среды, в общем. Прежде всего потому, что дает возможность регулировать и координировать этапы внедрения педагогического нововведения, то есть управлять им. При этом важно отметить, что сама по себе оценка выступает только фактом, информацией о чем-то. Такая оценка не обеспечивает смысла внедренной идеи. Свою значимость она приобретает в соотношении к другой оценки, скажем, передней или идеальной, или оценки, полученной в рамках реализованной идеи в других условиях. Поэтому обязательным для оценки эффективности инновационного процесса является использование системы оценки в рамках конкретной программы (проекта), а также в сравнении оценок. Система оценивания инновационного процесса предшествует самому процессу внедрения новшества. Поскольку определение результата требует оценки реального состояния объекта, подлежащего изменения, выявлении соотношения между реальным и запрограммированным. Таким образом анализируются возможности эволюции объекта как в контексте программы (проекта), так и с учетом тенденций развития системы общего среднего образования. Итак, оценки является одним из механизмов в изучении производительности инновационного процесса, другим механизмом является контроль. Если оценки дает возможность «получить представление, сделать вывод о чем-либо, определить суть, характер, значение, роль чего-то», контроль «предусматривает проверку, учет деятельности, надзор за чем». Каждый из участников в процессе реализации нововведения должен видеть разницу между контролем и оценкой. Согласно закону сохранения энергии, неконтролируемые процессы обречены на крах, поскольку они приспособлены к жизни. Контролируемость предполагает осмысление конечного результата и определенность путей к нему. Итак, инновационный процесс одновременно является предметом действия двух функций: оценка и контроль. Учитывая, что инновационный процесс состоит из этапов, в результате действий которых производится определенный продукт, основной задачей инновационного поиска является создание нового.
заменить дисплей iphone
Конечный результат, качество выполнения каждого действия в определенной степени зависит от правильной организации процесса внедрения новой идеи. Поэтому каждый из участников инновационной деятельности должен иметь пакет нормативных документов, и будут регламентировать его работу, обеспечивать осуществление самоконтроля и самооценки. Зато игнорирование одного из механизмов изучения производительности инновационного процесса, — контроля или оценки, — дестабилизирует систему образования (имеется в виду тот уровень, на котором происходит процесс). Внедрение контроля и оценки в качестве основных механизмов определения производительности нововведения предполагает учет следующих позиций: развития, сложности, соотношение с другими процессами, учет роли субъектов в реализации педагогических новаций, ожидаемых результатов. Так, предвидение развития обеспечивает систему контроля и оценки соответствующими идеи программы критериям и показателям, ориентированными на будущий результат. Сложность заключается в том, что в процессе поиска оптимального результата должна быть использована не только заложена модель действий, но и, в соответствии с закономерностями синергетической системы, комплекс других подходов, в том числе образовательных и учебно-воспитательных процессов. Важной позицией контроля и оценки производительности инновационного процесса также учета роли субъектов инновационного поиска, к которым относятся ученики, учителя, то есть, непосредственные участники инновационного процесса. Учет их позиции относительно ожидаемых результатов позволяет выработать логику развертывания инновационного процесса, ориентированного на конечный результат. В инновационном процессе контроль и оценка обеспечивает выполнение функций технологического и социального уровня. К технологическому уровню отнесены функцию отбора необходимой информации, зависит от умения предвидеть конечный результат, а также функцию обоснованности в принятии решения. В функции социального уровня внесены коммуникативную, как такую, что свидетельствует о наличии коммуникативных связей между субъектами инновационного поиска, коллективным результатом которых получена информация, а также их ответственность за выполнение работы. Последнее характерно для оценки, поскольку контроль лишает чувства ответственности, а оценка, наоборот, предоставляет такую ответственность. Целесообразность контроля и оценки достигается при отбора и группировки такой информации, которая дает возможность прокомментировать развертывания процесса, вынести суждение и принять соответствующее решение. Следовательно, объектом контроля и оценки является не статический элемент, а то, что находится в движении и способен трансформироваться. От этого зависит количество данных, сделанных в движении. Сравнение этих данных и дает оценку. Зато один срез дает лишь цифру для контроля. То есть результаты поддаются контролю, тогда как движение и процесс — оцениванию. Этот подход подкрепляется закономерностями теории управления процессами, которые указывают, что эффективно функционируют и развиваются только те, которые сохраняют равное соотношение между контролем и оценкой. Контроль и оценка производительности инновационных процессов на региональном уровне происходит в несколько этапов. Первый этап (этап постановки проблемы) предполагает выявление информации о реальном состоянии функционирования объекта. Срез данных осуществляется с использованием целесообразно отобранных методов диагностирования: анкетирование. тестирование, интервью, наблюдения и тому подобное. Отбор этих методов зависит от осознанности цели диагностики. Основными субъектами изучения состояния функционирования объекта есть те, кто непосредственно работает в рамках этого объекта. Если объект находится в пределах общеобразовательного учебного заведения, участниками оценивания становятся члены администрации, привлеченные к инновационной деятельности учителя, психологи, учащиеся, родители, а также научный руководитель (консультант). На основе полученной информации констатируется состояние объекта. Привлечение к диагностических данных информации о аналогичные объекты в других учебных заведениях, или сопоставления с идеальными показателями дает возможность провести анализ, то есть выявить его положительные, отрицательные стороны и спрогнозировать возможность качественных изменений. Результаты первого этапа контроля и оценки становятся основой для подготовки инновационного проекта (программы). Второй этап (стратегический) собственно этапом разработки проекта, где закладываются перспективы развитую объекта и оказываются ожидаемые от этого изменения. Основным элементом программы становится выявление показателей изменения объекта и его критерии. Критерии — абстрактная классификация предмета изучения, зато показатели — это конкретные признаки критериев. Для контроля и оценки производительности инновационного процесса важны также определение средств и субъектов, вовлеченных в работу. Поэтому на третьем этапе (тактическом) проектом предусматривается отбор пакета диагностического инструментария. Оценка и контроль на четвертом этапе (содержательно-технологическом) и пятом (организационно-деятельностной) внедрение новой педагогической идеи осуществляется субъектами инновационного поиска, к которым отнесены: управленцев, научных работников, администрацию учебного заведения , учителей, учеников, родителей, представителей общественных органов управления. Главной целью контроля и оценки на этих этапах является выявление положительной динамики изменений объекта. Количество срезов для информации зависит от срока развертывания инновационного процесса, но должно быть не менее двух раз, поскольку наличие только одной оценки не дает оснований для анализа и не обеспечивает выявление динамики.

Обсуждение закрыто.