Учебная литература по отечественной истории — новые подходы, методологические новации часть 2

Трудно посчитать количество учебной литературы по истории Украины, которая вышла в первые годы XXI века. потому что почти каждый вуз имел собственные учебные разработки. Остановим внимание на некоторых учебных изданиях. Так, 2005 г. Увидела свет «История Украины (в 3-х тт.)» В. М. Литвина. Издание было утверждено Министерством образования и науки Украины как учебник для студентов вузов. В предисловии отмечалось, что трехтомник рассчитано на преподавателей и учителей истории, студентов исторических и гуманитарных факультетов. Учебник отличается глубиной исторического мышления, базируется на достижениях мировой и отечественной историографии, в нем в толерантном духе анализируются острые вопросы, автор «учит» будущего специалиста выражать собственное мнение, опираясь на источники, кстати, приведены в конечной части учебника. Среди ряда учебных пособий выделим "Историю Украины с древнейших времен до начала ХХ века. Курс лекций "П. С. Гончарука (рекомендуется МОНУ как учебное пособие для студентов вузов). Структурно это пособие состоит из предисловия и 27 лекций, которые объединяются в пять разделов. Каждая лекция имеет план изложения материала, общие замечания, вопросы и задания, сжатые биографии выдающихся украинских деятелей, список использованных источников и литературы. Наиболее интересным является то, что в пособии представлено, как та или иная тема освещена в художественно-исторической литературе. По мнению автора, художественные произведения, безусловно, "не могут быть определенным исходным свидетельством, однако они обогащают историю эмоциональным материалом, помогают читателям представить эпоху в определенных человеческих образах и их действиях. " История Украины: Современное видение " В. Ф. Остафийчука, как и предыдущая работа, тоже имеет гриф «Рекомендовано МОН как учебное пособие для студентов вузов».
Вам нужна недорогая Ванная Икеа? На https://ikeaukraine.com.ua/vannaya-1/ заказывайте по низким ценам.
В 2006 году вышло третье издание этого пособия, дополненное и переработанное. В работе автор опирается на цивилизационный методологический подход, использует достижения мировой историографии. К каждой теме курса добавляются список литературы, планы семинарских занятий, тематика рефератов, словарь иностранных терминов, именной указатель выдающихся исторических личностей, хронология событий, проблемно-познавательные вопросы для самоконтроля. Все это делает учебное издание достаточно удобным для постоянного пользования студентами. Выводы В течение периода независимости отечественная историческая наука и образование сделали определенный шаг в повышении качества учебных изданий по истории Украины, особенно по некоторым показателям — научностью изложения и воспитательного потенциала, проблемности и доступностью учебного материала, системностью, логичностью и тому подобное. Авторы большинства учебников и учебных пособий отказались от старых схем, стереотипов, опирались на новые методологические подходы, используя новейшие научные разработки отечественной и зарубежной историографии, освещали исторические проблемы в контексте мировой истории. Изложение материала в учебных изданиях осуществлялось таким образом, чтобы предоставить возможность студентам самостоятельно сделать выводы, опираясь на изучение определенных источников и литературы. Оценивая процесс подготовки широкой гаммы учебных материалов по отечественной истории эпохи независимости, В. М. Литвин считал его «важным достижением в государственно процессе». Однако некоторым учебным изданием хватало словарей использованных исторических терминов, продуманных вопросов и заданий для самостоятельной творческой работы, не хватало наглядно-иллюстративного материала. Возникла проблема «слепого копирования» и некритического переноса в учебную литературу по истории Украины заимствованных из зарубежной историографии концепций и понятий. Недостатком существующих пособий оставалось то, что в большинстве из них реконструировался политический срез истории Украины. Преодоление односторонности в освещении национальной истории привело к тому, что, как указывали специалисты, на страницы большинства учебных пособий 90-х гг. ХХ в. попали несколько «национализированы концепции», то есть одна идеология сменила другую. Несмотря на весомые достижения, повышение качества учебной литературы по отечественной истории остается актуальным. При этом важно помнить, что главным направлением в совершенствовании современных учебников и пособий должно стать обогащение их содержания, чтобы научить студента мыслить самостоятельно и формировать не «заказное», а свое видение прошлого. Л итература

  1. Яремчук В. П. Общий образ прошлого Украины: подходы современной историографии // Украинская историография на рубеже XX и XXI веков: достижения и проблемы / Коллективная монография под ред. Л. А. Зашкильняка. — Львов: Львовский национальный университет им. И. Я. Франко, 2004. — 406 с. — С. 74 — 94.
  2. Никитчина С. А. Становление и развитие системы профессионально-педагогической подготовки учителей истории в Украине (1917 — 1991 гг.): Дис. док. пед. наук (13. 00.01) / Волынский государственный университет им. Л. Украинской. — К., 1998. — 530 с.
  3. Касьянов Г. В. "Национализация "истории: нормативная историография, канон и их соперники (Украина 1990-х) // Украинская историография на рубеже XX и XXI веков: достижения и проблемы / Коллективная монография под ред. Л. А. Зашкильняка. — Львов: Львовский национальный университет им. И. Я. Франко, 2004. — 406 с. — С. 57 — 73.
  4. Литвин В. М. Самоутверждения Украины: нелегкий прогресс // Украинский исторический журнал. — 2003. — № 1. — С. 3 — 22.
  5. Сыч А. И. О преподавании истории в высшей школе // Украинский исторический журнал. — 1998. — № 5. — С. 111-117.
  6. Панченко П. П. "История "в контексте историзма, исторической правды // История Украины. — 1999. — № 20. — С. 1 — 3.
  7. Республиканская программа развития исторических исследований, улучшение изучения и пропаганды истории Украинской ССР // Украинский исторический журнал. — 1990. — № 11. — С. 3 — 9
  8. Зякун А. И. Учебная литература по истории конца 80-х — 90-е годы ХХ в .: историографический анализ: Автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.01. — К., 2002. — 24 с.

Обсуждение закрыто.