Методика преподавания украинского языка с использованием народных сказок (напуковий реферат) часть 3

А сколько мудрых пословиц и поговорок, сколько точных сравнений, сколько интересных загадок встречаем мы в сказках! Собственно, загадки часто двигают сюжет. И здесь снова нужно вспомнить древности, когда загадки выполняли определенное обрядовое назначение: удачное отгадывание предвещало хороший урожай, хорошее охоты, счастливую рыбалку, удачную женитьбу и тому подобное. уважением окружались те, что хорошо угадывали, потому что якобы они и побудили успех.
готовые комплекты видеонаблюдения

В социально-бытовых сказках загадка выступает мерилом ума, сообразительности, образного поэтического мышления. Мудрая девушка на странные задачи г соответствует еще более странными и заставляет его признать свое поражение. 3. Песни, пословицы, поговорки, загадки делают сказку синтетическим жанром, удобным для познания опыта, проблем, идеалов родного народа. Они открывают очарование мировоззрение трудового человека, его древние представления о тайнах окружающей природы, ее степени о будущем. В начальных классах дети знакомятся с такими социально-бытовыми сказками, как «Мудрая девушка», «Легкий хлеб», «Дедова дочь и бабья дочь», «Хлеб и золото», «Правда и Кривда» и другие. а) Структура уроков чтения сказок ничем не отличается от строения уроков обработки рассказов. После ознакомления с текстом сказки и толкованием слов и выражений применяется выборочное чтение, ответы на вопросы, составление плана, различные формы перевода. Содержание, цели и задачи каждого из этих этапов зависит от текста сказки. Главное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы дети сознательно понимали текст сказки, четко представляли последовательность развертывания событий и мотивы действий персонажей. Помогают в этом вопросы, ответы на которые подскажут, поняли дети сюжетную канву произведения и изображенных картин. б) В работе над сказкой широко применяются приемы инсценировки и драматизации. Инсценировка — это переработка любого произведения для сцены или кино. Можно предлагать ученикам инсценировать сказку. Во драматизацией понимают передачу событий, рассказанных в прозаическом или стихотворном произведении, в драматической форме, то есть в лицах. Ярким выражением творческой активности детского коллектива в процессе работы над сказкой есть игры-драматизации. Ученики получают определенные ролл! сказочных персонажей, перевоплощаются в эти образы и таким образом воспроизводят сюжет сказки. Драматизированные игры оказывают на младших школьников огромное впечатление. Игра-драматизация как раз и интересна тем, что в ней активное участие принимают дети, оказывается их творческая индивидуальность. И чем явственнее раскрываются черты личности ребенка, тем больший интерес возникает у нее к этой игре. Поэтому не следует ограничивать творческую активность детей, их собственное толкование сказки, желание вносить коррективы в манеру движений действующих лиц, их язык и тому подобное. Важно, чтобы ученики свободно, непринужденно воспроизводили сюжет сказки, передавали и! народный колорит. в) Много сказок экранизирован, и учитель в работе с детьми может использовать диафильмы. Однако не стоит знакомить детей с новой сказкой с помощью диафильма. Зрительные раздражители настолько сильно привлекают внимание детей, что они не воспринимают сказку как произведение словесного искусства. При повторном слушании диафильм обогатит и углубит уже усвоенное новыми деталями, уточнит представление школьников о внешнем виде персонажей. Хорошо при этом привлечь детей к рассказу о отдельные кадры. На помощь учителям начальных классов созданы комплекты картин «Сказки малышам». Яркие красочные картины не только иллюстрируют тексты сказок, но и дополняют их, дают образно-наглядное представление о сказочных героев, помогают глубже познать их характеры, воспроизводят красоту окружающей природы, им присущи простота и гармония рисунка, поэтичность композиций. Зрительные образы созданы картинами, легко запоминаются и надолго остаются в памяти. Они вызывают у детей определенные эмоции, способствуют яркости восприятия жизни. "Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых невозможно, благородство души, искренняя чуткость к человеческому несчастью, горя, страданий. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем ". Сказки учат детей отличать хорошее от плохого, уважать добро, правду и бороться со злом, несправедливостью. Литы любят сказки, увлекаются их красивым концом и благородными поступками сказочных героев. Опираясь на запас детских чувств и представлений, учитель должен организовать работу над картинами так, чтобы дети перенеслись в сказочный мир и воспринимали сказку как все живое, реально существующее, его задача состоит не только в том, чтобы объяснить в беседе содержание картин, но и вызвать соответствующее отношение к ним, добиться, чтобы дети поняли, в меру своих возможностей, средства, с помощью которых художник передает свои мысли и чувства. Развитие у учащихся эстетических суждений, сначала элементарных и неполных, — дело сложное, но необходимое. Для того чтобы дети полнее почувствовали своеобразие живописного произведения, к нему стоит возвращаться не один раз. Повторное восприятие художественного произведения и картин к нему принесет детям радость новых собственных открытий. Работа с картинами связана с чтением т переводом сказок и предусматривает различные виды: подбор из текста сказки подписи к картине; припоминания эпизодов, изображенных на картине; перевод сказки по серии картин; составление предложений; способность размышлять над увиденным, сопереживать, чувствовать прекрасное поможет ребенку полюбить книгу, живопись, музику.2 Комплект картин «Сказки малышам» предназначен для использования на уроках чтения и развития речи, а также на уроках внеклассного чтения. В методических пособиях осуждается попытка отдельных класс Оводе в сводить характеристику сказки с указанием, что, мол, сказочные пади и выдуманные. Для этого 8 основания. Практика убеждает, что условность сказки дети сами чувствуют. Она им нравится. Они и в классе готовы играть в придуманных сказочных героев. Т это надо всячески поддерживать. Текст многих сказок поддается считыванию в лицах. Методика рекомендует учителю воспользоваться этой возможностью: ученики привлекаются к диалогу. В процессе такой заинтересованной работы детей над сказкой создаются благоприятные условия для раскрытия перед ними особенностей этого вида народного творчества. Они еще раз убеждаются, что сказка — это рассказ о каком необычную событие. В ее основе — видумка, фантазия, ведь на самом деле звери не разговаривают, а в сказках они пользуются человеческим языком. Однако детей это не смущает. Наоборот, они интересуются сказкой именно потому, что в ней звери живут и разговаривают на понятном языке.

Обсуждение закрыто.