Учебно-методический комплекс подготовки преподавателя дистанционное обучение часть 2

Дистанционный курс — это комплекс учебно-методических материалов и образовательных услуг, созданных в виртуальной учебной среде для организации дистанционного обучения на основе информационных и коммуникационных технологий для реализации модели дистанционного обучения. Основными элементами дистанционного курса являются: система учебно-методических материалов и система образовательных услуг, которые подразделяются по форме и по содержанию. Система учебно-методических материалов включает следующие формы:

  • структурированы электронные интерактивные учебные материалы, которые размещены в виртуальной учебной среде, для организации обучения через Интернет;
  • печатные материалы (учебное пособие, опорный конспект или рабочий тетрадь, методические рекомендации для слушателей, методические рекомендации для преподавателей), необходимость разработки которых определяется его спецификой;
  • дополнительные учебные средства и носители учебной информации (компакт-диски, видеокассеты, аудиокассеты), содержащие справки и энциклопедические ссылки, назначением которых является углубление познавательных возможностей дистанционного курса и необходимость разработки которых определяется спецификой дистанционного курса .
Дистанционный курс должен иметь структуру, способствует созданию условий для обучения в деятельности и сотрудничестве. Что это за структура? Она должна учитывать жизненный цикл человека. Наиболее целесообразно использовать недельный цикл, в котором каждой личностью предусмотрено время для работы, отдыха, хозяйственных дел, хобби и самосовершенствования. Поэтому дистанционный курс должен быть построен по этому принципу. Обязательными элементами в структуре дистанционного курса являются:
  • «Предисловие» — информационная страница курса (презентация курса), которая открыта для всех желающих;
  • «Авторы курса» — страница, которая открыта для всех желающих и характеризует преподавателей как личностей;
  • «Тьютор» — открытая страница для всех желающих;
  • «Новости курса» — открытая страница для всех желающих;
  • «Программа курса» — страница содержит основные составляющие курса и открывается только для слушателей курса, допущенных к обучению;
  • «Главная страница недельного занятия» (типовая для всех разделов) — открывается только для студентов, допущенных к обучению.
Информационная страница курса, или предисловие, предшествует курса, имеет ознакомительный характер, включает название курса, цель и общие сведения, объем и продолжительность изучения курса, результаты обучения, требования к слушателям и краткое описание организации обучение по курсу. Она выполняет педагогические и социальные функции: мотивирует студента, привлекает внимание, возбуждает интерес, связывает содержание обучения со структурой знаний, активизирует к социальному и коммуникативного обучения, устанавливает виртуальные социальные связи между тьютором и студентами и другие. В программе курса приводится перечень недельных занятий, включающая аннотацию теоретического материала и практических задач, методические указания к практическим задачам, лабораторных работ и перечень основных элементов дистанционного курса (учебное пособие, опорный конспект, методические пособия, компакт диск, видео или аудио-кассеты и т. д.). Структура «Главной страницы недельного занятия» имеет типовую форму для всех разделов и включает название раздела, цель, ключевые слова (основные понятия и термины), структурно-логическую схему раздела и схему ее связи с другими разделами , план работы на неделю для изучения раздела, глоссарий и библиотеку (рекомендованные источники, ресурсы, сайты). В третьем модуле «Информационные материалы дистанционного курса» преподаватели создают информационные материалы к своему дистанционного курса, структурируют и оформляют текст в виде веб-страниц. Выполняют дизайн текста. Создание дистанционного курса завершает изучение четвертого модуля «Контроль в дистанционном обучении", где определяются методы контроля в обучении, создаются тестовые задания, планируются дискуссии и чаты, разрабатывается рейтинговая система оценки деятельности студента, проводится самооценка разработанного курса Цель модуля «Практикум тьютора» — подготовка преподавателя и дистанционного курса к учебному процессу. Обучение по этим модулем проводится с 2003 года. Дистанционный курс «Практикум тьютора» разработан на базе опыта проведения дистанционных курсов «Практический курс дистанционного обучения», «Основы педагогики», «Основы Интернет», «Технологии веб-дизайна», которые были разработаны сотрудниками ПЛДН. Дистанционный курс ориентирован на преподавателей, которые умеют пользоваться электронной почтой, делать поиск информации в Интернет, создавать простейшие веб-страницы и имеют дистанционный курс (не обязательно личный). Успешное прохождение курса — это не только выполнение запланированной деятельности в курсе, а и проведение пилотного обучения с поддержкой тьютора курса «Практикум тьютора». Дистанционный курс изучается в течение 6 недель, слушатель на выполнение упражнений, работу с информационными материалами и общение тратит в среднем 6-8 часов. В этом дистанционном курсе можно выделить следующие составляющие: выбор средств коммуникации, подготовка дистанционного курса к учебному процессу, контроль деятельности студентов, организация сотрудничества в группе (дискуссии, чаты, работа малых групп). К каждой составляющей дается соответствующая теория, но главным является подготовка своего дистанционного курса к учебному процессу с детальным обсуждением в дискуссиях, чатах, обработкой в малых группах. Уже на этапе подготовки преподаватель демонстрирует свои умения проводить дискуссии и чаты. Занятие 1. Коммуникация посредством электронной почты. Получение практических навыков работы с электронной почтой, списком рассылки, форумом и внутришньокурсовою почте. Одна из главных задач в дистанционном обучении — организовать общения в группе. Для этих целей используются электронная почта, список рассылки, внутришньокурсови почта и форум. В первый же день занятий необходимо убедиться, что все они работают, а работа с ними не вызывает проблем у слушателей. Список рассылки является наиболее оперативным средством общения участников обучения. Наша задача — познакомиться, найти будущих партнеров по совместной деятельности. От того, как пройдет этот этап, существенно зависит весь следующий учебный процесс. Если в большинстве слушателей есть рабочая почтовый ящик, то список рассылки будет использоваться регулярно и как основное средство общения. В противном случае более эффективно использовать внутришньокурсову почту и форум. Этот вопрос обсуждается в ознакомительном чате. Занятие 2. Планирование и рейтинговая оценка деятельности студентов . Рассмотрение целей и задач дистанционного курса, планирование деятельности студента и разработка системы оценки деятельности студента.

Обсуждение закрыто.