Развитие и функционирование украинского научно-педагогической периодики в 50-80-х годах xx века

Развитие и функционирование украинского научно-педагогической периодики в 50-80-х годах XX века Для развития педагогической науки важное значение имеет система представления и распространения научно-педагогических результатов, одной из составляющих которой является научная педагогическая периодика. Она занимает в этой системе одно из ведущих мест: именно ей отдают предпочтение ученые-педагоги и педагоги-практики для обнародования своих научных разработок. Научная педагогическая периодика обеспечивает реципиентов оперативной информацией о новых разработок в сфере образования; позволяет следить за промежуточными результатами исследований, которые еще продолжаются, за развитием педагогической науки и практики; способствует внедрению научно-педагогических исследований в широкую образовательно-воспитательную практику, повышению теоретического и профессионального уровня как ученых, так и учителей-практиков, работников народного образования и тому подобное. С одной стороны, научные педагогические периодические издания раскрывают реалии научно-педагогической жизни страны, а с другой — влияют на процессы, происходящие в сфере образования в целом. Поэтому мы считаем, что обращение к изучению тенденций развития украинского научно-педагогической периодики как средства научно-педагогической коммуникации крайне необходимой задачей. Развития научно-педагогической периодики посвящено немало научных трудов. Их анализ позволил сделать вывод, что в основном в них отражены тенденции развития украинской педагогической периодики в середине XIX века — начала XX века. Так, в работах И. Нефьодовои, З. Полуяктовои, У. Яворськои исследовано развитие отдельных педагогических журналов). Большое количество научных работ посвящено освещению особенностей становления и развития различных проблем образования на страницах педагогической периодики. Среди авторов этих работ — И. Мельник, М. Кухта, А. Говорун (изучение проблемы воспитания); И. Дубинець (исследование вопроса просвещения родителей); С. Лаба (раскрытия воплощение идей украинской национальной школы); Е. Панасенко (исследование особенностей отражения идеала учителя); О. Адаменко (рассмотрение особенностей освещения вопросов развития школознавства, профильного обучения, внедрение ТСО). Проблемы национальной школы на страницах Непедагогическая прессы были предметом анализа И. Зайченка и других. Анализ научной литературы показал, что научно-педагогическая периодика середины XX века пока осталась без внимания ученых. Поэтому целью нашей статьи является анализ тенденций развития украинского научно-педагогической периодики в период 50-80-х годов XX века как средства научно-педагогической коммуникации. На развитие научной педагогической периодики влияет значительное количество факторов. На наш взгляд, основными из них можно считать общие процессы развития педагогической науки и образования; потребность ученых-педагогов и педагогов-практиков в информационном обмене; социально-экономическое и политическое состояние государства. Если рассмотреть в середину XX в., То социально-экономическое и политическое развитие Украины происходило как составляющей СССР, в соответствии наука республики была частью его научного пространства. В этот период, как отмечала О. Адаменко, украинской педагогической науке были присущи жесткая централизация и планирования, заидеологизированность, низкий уровень международных коммуникаций, ориентация преимущественно на внутреннем локальное развитие. На наш взгляд, эти тенденции наложили свой отпечаток и на развитие украинской научной педагогической периодики. Ссылаясь на исследования В. Зябкина, заметим, что указанные тенденции имели свое начало в 1931 году, когда Центральный комитет ВКП (б) было принято постановление «Об издательском работу». В ней обращено внимание на ряд серьезных недостатков в периодической издательском деле: редакции не всегда имели планы, журналы страдали от недостатка авторских кадров. Это было характерным не только общественно-политической, но и педагогической периодике. Так, в постановлении ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931 год) было начато реорганизацию журнально-издательского дела, главной целью которой было "пересмотреть существующие периодические издания по вопросам педагогики с целью решительного улучшения качества и возврата лицом в школу и его потребностей, с обязательным привлечением в редакционный аппарат учителей ". В связи с этими реорганизациями в 30-е годы XX в. количество педагогических журналов заметно сократилась. Периферийные журналы прекратили свое существование. На заидеологизированность прессы указывал и С. Сирополко: «... в Украине вся пресса — общая и специальная — есть прессой коммунистической партии, борющейся за социализм, за мировую пролетарскую революцию». В качестве примера он приводит журнал «Путь образования», который с 1931 года превратился в журнал «Коммунистическая образование». Цитируя статью от редакции, он указывает на то, что название журнал изменил «... для того, чтобы подчеркнуть этот боевой большевистский коммунистический характер задач, стоящих перед журналом». На наш взгляд, такие же тенденции имели место и в середине XX в. Несмотря на исторические реалии периода, который мы рассматриваем, в Украине действовали собственные научно-исследовательские педагогические учреждения, научные школы со своими педагогами-учеными и педагогами-практиками, которые интегрировали педагогические знания, распространяли их различными средствами научно-педагогической коммуникации. В 1951 году Министерством образования Украинской ССР было основано два научно-методических журналы — «Украинский язык в школе» и «Литература в школе». Эти журналы в 1963 году прекратили свое существование: вместо них были созданы научно-методический журнал „ Украинский язык и литература в школе «, который и продолжил традиции своих предшественников. Свою деятельность после длительного перерыва в 1951 году возобновил методический журнал Министерства образования УССР» Дошкольное воспитание ". История «Дошкольное воспитание» началась в мае 1931 года, когда в Харькове был издан первый номер журнала «За коммунистическое воспитание дошкольника» — органа НКО СССР. Тогда, в 30-е годы XX в., Журнал играл важную роль в становлении и укреплении дошкольного воспитания в республике, подготовке новых кадров специалистов, в их теоретическом и методическом вооружении. В годы Великой Отечественной войны журнал не издавался. На начале 1969 году система научно-педагогической периодики Украины дополнил методический журнал по проблемам начального образования — «Начальная школа». Отметим, что до появления издание проблемы начального образования педагоги-ученые и учителя-практики могли обсуждать на страницах «Советской школы» в рубрике «Начальное обучение». Но количество статей, начиная с момента основания рубрики в журнале, с каждым годом возрастала, что, на наш взгляд, способствовало появлению нового педагогического журнала. В 1976 году в Украине было начато издание еще одного методического журнала, учредителем которого выступило Министерство образования Украинской ССР «Русский язык и литература в школах УССР» (с 1984 года — "Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР «, а с января 1993 по апрель 1996 -» Возрождение «, с мая 1996 года и до сих пор -» Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины ").

Обсуждение закрыто.