Требования к специалисту в рыночной среде и структура профессиональной компетентности будущего экономиста

Требования к специалисту в рыночной среде и структура профессиональной компетентности будущего экономиста Профессиональная среда и вызовы нового тысячелетия Характерными признаками следующего этапа экономических преобразований в Украине под влиянием процессов глобализации взаимозависимость и динамичность всех сфер экономической и общественной жизни, швидкиснисть, кардинальность и масштабность изменений на рынке. Украина имеет значительные природные и человеческие ресурсы, выгодное географическое положение. Предшествующими поколениями в нашей стране созданы мощные производительные силы, которые находятся на стадии индустриального и постиндустриального развития, производство достигло достаточно высокого уровня обобществления и макроэкономической целостности и требует осуществления сильных макроэкономических действий государства как регулятора рыночной среде и активного рыночного агента. В Украине исторически сложились крепкие традиции коллективистских форм организации собственности и производства, которые берут начало еще с крестьянской общины, сформировалась общегосударственная система социальных гарантий для всех групп населения, особое значение в которой мало обеспечения права на труд. Одной из важнейших тенденций конца ХХ в. в развитых странах мира можно считать возникновение предпринимательской экономики стало событием не только экономической и технологической, но и культурной и психологической, а ее результаты вышли за чисто экономические рамки. Предпринимательство как вид деятельности быстрее реагирует на тенденции научно-технической революции, изменения спроса потребителей, обеспечивает прирост рабочих мест и налоговых поступлений, создает возможности для самореализации личности работника и, таким образом, выступает основой становления социально ориентированной рыночной экономики. Активизация предпринимательства является важным фактором развития хозяйственного и профессионального среды. Это говорит и опыт развитых стран, где малый и средний бизнес обеспечивает экономический рост на базе широкого использования новейших научно-технических достижений, технологического и организационного обновления товаропроизводства, расширение спектра услуг. Таблица 1.1.1 Характеристика и составляющие предпринимательской деятельности

Предпринимательство
Признаки профессиональной деятельности Характер хозяйственной поведения
Самостоятельность в выборе направлений и методов деятельности Информированность, осведомленность. Инициативность, поиск эффективных новаторских решений
Конкуренция и стремление к успеху Упорный труд и готовность рисковать, идти на обоснованные уступки и жертвы
Персональная имущественная ответственность Гибкость и постоянная самооновлюванисть
Ориентация на достижение коммерческого успеха и получения прибыли
Инновационный творческий характер Целеустремленность, настойчивость, изобретательность, рациональность
Развитие предпринимательской экономики приобретает свое распространение и в Украине. По данным Статистического ежегодника Украины на начало 2000 года было около 208 000 предприятий , из которых лишь 0,77% — государственной формы собственности. На начало 2005 гг. — Соответственно ... Меняется структура собственности, количество предприятий малого и среднего бизнеса, меняются черты институционального взаимодействия, которые приобретают признаки обще цивилизационного характера, растет количество видов предпринимательской деятельности, которые касаются всех сфер экономической активности. Философия современного рынка — сочетание предпринимательской самоорганизации и регулирования со стороны государства в один механизм „ регулируемой рыночной экономики ". Очевидно, что такие тенденции должны быть отражены во всех курсах подготовки будущих экономистов и теоретически, и на этапе до практической подготовки. Экономическое образование остается среди важнейших условий развития экономической деятельности общества. Она обеспечивает формирование образовательного потенциала занятых и подготовки кадров для предпринимательства и бизнеса, охватывает экономические, социально-психологические, хозяйственно-исторические и культурные традиции каждого региона. Образование является фундаментом развития производительных сил, создает условия для успешной деятельности любой отрасли народного хозяйства, преодоления кризисных явлений в экономике. Среди ее экономических и социальных функций — рост интеллектуального потенциала общества, повышение жизненного уровня населения, развитие территориальной организации производительных сил Украины. Развитие экономического образования сегодня учитывает особенности территориальных рынков труда, социально-демографическую специфику структуры трудового потенциала, стоимостные конъюнктуры рабочих мест, динамику занятости в различных секторах экономики того или иного региона, изменения и тенденции инвестиционной активности предприятий, технологии производства, характер их влияния на профессионально-квалификационную структуру потребности в кадрах, влияние рыночных условий на территориальное перераспределение кадровых ресурсов, их профессиональную мобильность. Образовательная сфера непосредственно участвует в формировании научно-технического потенциала регионов и государства в целом, результаты ее деятельности воплощаются в новой технике, технологии, современных методах организации труда, создавая основу для повышения ее производительности и конечных макроэкономических показателей. Возникновение новой глобальной экономики знаний и информатизации общества поставили образование и профессиональную подготовку на первый план экономического развития. Спрос на различные образовательные услуги динамично растет, ведь их результатом является обеспечение профессионального мастерства, увеличения конкурентоспособности и, соответственно, статуса работников. К основным факторов , которые влияют на развитие экономического образования отнесем следующие:

  1. Продолжается процесс реформирования собственности, типов организации предприятий, вызывающих новые отношения владельцев, администрации, работников и потребителей, формирования непосредственных рыночных отношений (во времени и пространстве), установление хозяйственных связей между субъектами спроса и предложения. Значительное распространение получают горизонтальные организационные структуры, основанные на неформальных связях в отличие от традиционных иерархических с соблюдением соответствующих полномочий.
  2. Изменения ценностных ориентаций и убеждений представителей разных поколений. Те явления, которые определяют эффективность предпринимательства и бизнеса, часто по своей сути имеют неэкономический характер. Причины изменений, очевидно, связаны с изменениями ценностных ориентаций, особенностей восприятия окружающей действительности, с демографическими, институциональными и образовательными сдвигами. Многое изменилось в сознании молодого поколения в течение последних 10-15 лет. Эти изменения коснулись их отношение к жизни, стремлений и ценностных установок. Многие люди готовы упорно работать на протяжении многих лет и заниматься неординарными делами, отдавая предпочтение деловому риска перед Рутинность и безопасностью в крупных организациях.
  3. Ценностные ориентации непосредственно связаны с изменениями условий труда. Ее социальные аспекты характеризуются такими показателями, как место работы в жизни человека, мотивы трудовой деятельности, ответственность за использование рабочего времени и результаты работы, стремление к свершениям, качество труда, уровень трудовой отдачи, дисциплина, активность, повышение квалификации. Признаками современного состояния условий труда является недостаточный уровень зарплаты, ухудшение технического, технологического и социально-психологического состояния, рост напряженности труда, превосходящий мотив — заработная плата, материальное обеспечение семьи. Все это, наряду со страхом потери работы и заинтересованностью в ее содержании и результатах, создает негативное отношение к трудовой деятельности.1 Усиливается отчуждение труда, наемные работники стали не активными творцами своего благосостояния, а терпеливыми субъектами. Поэтому в ходе экономических реформ необходимо создание условий для развития культуры труда, формирование личностного интереса к свободному труду (в т. Ч. И индивидуального предпринимательства), потребностей в бизнес-обучении и повышении квалификации. Перманентное обучения является важнейшим инструментом борьбы с безработицей и повышения экономической конкурентоспособности.
  4. Новые парадигмы отношений в коллективе, работа в команде и конкуренция требуют развития собственной активности и самоидентичности, адаптации в социуме и формирования адекватного отношения к другим. Предприниматель во многом должен быть психологом и дипломатом. Важной частью работы в бизнесе является умение совместно определять взаимовыгодные сделки, искать выходы из конфликтных и спорных ситуаций, договариваться с коллегами и партнерами о распределении обязанностей и доходов, о кооперации совместных действий.
  5. Усиление социального неравенства в обществе и растущая зависимость заработной платы работников от квалификации, мастерства и личных усилий требуют внедрения различных систем образования, обеспечивающих ее справедливость и равноправие. Неэкономичная сторона бизнеса — это свобода выбора и самовыражения, удовлетворения и общения, стиль и имидж, развитие, вызов и игра, в которой есть свои правила. В бизнесе, как и в любом другом виде деятельности есть люди, у которых ничего не получается, или которые не могут перейти данные природой пределы, есть таланты, а есть гении. Сегодняшние молодые — полные энергии, энтузиазма, стремление высоких заработков и самореализации. Однако часто они не знают, как реализовать свои желания и с какой точки зрения их рассматривать. Есть выпускники, которые прекрасно учились, а в работе — сдают позиции, а есть люди, которые никогда не учились, а все приобретают легко. Человек, знающий свои сильные стороны, уверена в себе, имеет адекватное представление о том, чего она может достичь, чего может добиться, уверенно идет к достижению своей цели. Образование влияет на жизненный шанс индивида, его экономический статус. Поэтому в ходе обучения необходимо помочь студенту проявить свой потенциал и определить приоритеты для его реализации.
  6. Развитие экономики предпринимательства, изменение традиционных управленческих структур, высокая гибкость, скорость реакции на изменения рыночных условий, отсутствие жесткой регламентации труда, широкие возможности проявлять инициативу и рисковать, расширение масштабов хозяйственно-инновационной деятельности, усложнение технологий управления, интенсификация финансовой деятельности — все эти черты современной экономики требуют своего отражения в процессе профессиональной подготовки.
  7. Глобализация экономики и бизнеса требует понимания того, что решения приняты в рамках деятельности отдельного субъекта касаются и других и часто выходят даже за рамки национальной экономики. Поэтому актуален вопрос в образовании подготовка граждан, которые разделяют ценности открытого общества, гражданского участия независимо от социальной и политической принадлежности, рост гражданского самосознания.

Обсуждение закрыто.