Методика проведения уроков по внеклассного чтения часть 5

Итак, на подготовительном этапе, — цель которого — пробудить и сформировать интерес к детским книжкам, занятия следует начинать не с показа книги, а показа об объектов (предметов, рисунков, иллюстраций, тематических серий картинок, рисунков к загадкам ...), которые помогут ребенку сосредоточиться на восприятии литературного произведения. Итак, первым этапом занятия будет подготовка к восприятию произведения на слух — показ необходимых объектов. Второй этап урока — выразительное чтение (перечитывание) учителем вслух подобранного произведения. Если это стихотворение, то желательно читать наизусть, если сказка — рассказывать, по большей части не раскрывая книгу. Третий этап — воспроизведение содержания прослушанного, рассказ о ассоциации, выполненные приемами: воспроизведение содержания с вопросами учителя, словесное и графическое рисование, описание ситуаций и персонажей, перечитывание с элементами инсценировки, хоровая декламация, заучивания наизусть, постановка «живых» картин, свободные высказывания детей ... И только убедившись, что х его помощью дети полно восприняли содержание прочитанного им литературного произведения, запечатлевшие персонажей, отдельные детали, выделили важные эпизоды, умеют дать простейшую оценку, учитель переходит к рассмотрению детской книги, это и есть четвертый этап. На этом этапе учитель пользуется ведущим методом обучения чтению — методом чтением-рассмотрением. Чтение-разбирательство — это кратчайший, самый надежный путь читателя в содержание любой книги, в круг чтения. Его первоклассники могут и должны вслед за учителем усвоить на уровне навыка. Он направлен на то, чтобы младший школьник в соответствии со своим возрастом совмещал обе стороны восприятия книги: привлекательный рисунок, то есть рассмотрение и чтения. Во-первых, этот метод способен вызвать интерес ребенка к книге: привлекательный рисунок, интересное художественное оформление. Во-вторых, чтение — рассмотрение позволяет осмысленно сделать выбор книги для чтения, если необходимо подобрать ее по определенной теме или жанру. В-третьих, рассмотрение книги помогает ребенку уточнить свое восприятие прочитанного в процессе чтения и проверить понимание прочитанного. При помощи этого метода начинается приобщение детей шестилетнего возраста к книге, на нем основывается вся дальнейшая работа с книгой. Навить детей пользоваться этим методом — одна из задач учителя. Его реализация осуществляется в уголке читателя, который должен функционировать в каждом классе. Он формируется учащимися под руководством учителя. Выставка книг меняется в течение года. Доступ к книгам свободный, как и свободный обмен имеющейся литературой между ее владельцами. Целесообразным есть такая методика рассмотрения книг. Сначала рассматривают иллюстрации на первой и последней страницах обложки. Причем, учитель ничего сам о книге не рассказывает. Он только ставит перед детьми вопрос: "Может быть именно в этой книге прочитанное произведение? Если может, то почему? " После этого своими действиями помогает малышам увидеть в ней то, что нужно, — сопоставить иллюстрации с содержанием, сделать вывод — предположение, догадка: в этой книге помещены прочитанном произведении, потому что ... (и дается точный ответ с указанием всех доказательств). Листая страницы, проверяем версию — находим прочитанном произведении, иллюстрации к нему рассматриваем подробно. Пятый этап — урока — рекомендация к самостоятельной работы с книгой дома или в классе во внеурочное время. Это не домашнее задание, а рекомендации к действию. Поэтому не следует думать, что все первоклассники с первого занятия справятся с этими рекомендациями. Дети входят в мир общения с книгой постепенно. Кроме того, во всех дома есть нужные книги. То для этого следует после первого занятия организовать в классе «Уголок читателя», самому учителю принести 10-15 своих книг («таких же», «о том же», «того же автора», «того же жанра»), с которыми он хочет ознакомить учеников. После этого дети захотят «порыться» в своих книгах, возможно, тоже принести некоторые, чтобы пополнить классный «уголок читателя». Если эти условия и рекомендации будут в полной мере использованы, то можем быть уверены, что уже через месяц-другой в классе воцарится атмосфера интереса к книге, к ее рассмотрению и чтения. В то же время первоклассников следует постоянно побуждать к многократного обращения к одной и той же книги, к одному и тому же тексту, приучать всматриваться, вчитываться, запоминать, находить знакомо и похоже. Все это будет способствовать формированию посильной самостоятельной читательской деятельности, постановке и ответы на следующие три основных вопроса:

  • Знакома мне эта книга?
  • О чем она мне может рассказать?
  • Найду ли я в ней знакомые и любимые мне сказки. Стихи, рассказы?
Последний вопрос наиболее организует занятия по методу чтения-рассмотрения, эффективность и результативность которого будет зависеть и от исполнительной подготовки учителя к разработке того или иного текста, от соблюдения им структуры урока. Структура занятия: 1. Показ объектов, которые помогут сосредоточиться на восприятии литературного произведения — 3-4 мин. 2. Выразительное чтение и перечитывание учителем подобранного произведения — 6-8 мин. 3. Коллективное воспроизведения содержания прослушанного, размышления над услышанным — 6-8 мин. 4. Рассмотрение детской книги, в которой помещено произведение — 4-5 мин. 5. Рекомендации к самостоятельной работе с книгами дома или в классе во внеурочное время — 1 мин. Последовательность компонентов занятия и время, отведено на каждого, желательно не менять. Творчество учителя проявляться в отборе учебного материала, в определении методических приемов и средств обучения. II полугодие. Во втором полугодии первого года обучения ребенка — читателя, работающих по системе 1-4, цель обучения и структура занятия сохраняются. Учитель продолжает вести детей от слушания к чтению книг (ведущий метод). При этом книга впервые появляется в руках педагога, из нее он (учитель, а не ученики) читает только одно произведение, а потом проверяет, как дети восприняли его на слух. На этом этапе первоклассники должны внимательно прослушать произведение, воссоздать в своем воображении, картинах или образах его содержание. Только после этого ученики находят прочитан учителем произведение в книге. Такая книга есть в руках учителя, такая же книга может появиться на партах у детей (большинство букв изучены). Отыскивая нужен произведение, одни ученики в этом случае будут руководствоваться своими образными представлениями о прочитанном (узнают их в иллюстрациях), другие будут использовать умение прочитать отдельные слоги, слова, а те, что уже читают, помогают учителю прочитать надписи на обложке книги или заголовки в середине книги — сборники. Требовать от учащихся читать книги дома? Нет, не требовать, потому что самостоятельное чтение — очень сложный процесс. Такое требование может надолго отпугнуть ученика от книги. Но если ребенок уже хорошо овладела навыком чтения, если она по собственной воле хочет и может читать, ничего предосудительного нет, — пусть читает. Такую работу ребенка надо всячески одобрять.

Обсуждение закрыто.