Формирование профессионально-ориентированного отношения студентов непрофильных вузов часть 4

Результаты исследования показали, что низкого и начального уровней ПЗС нет у студентов как экспериментальной, так и контрольной группы. У студентов экспериментальной группы отсутствует также посредственный уровень, в контрольной группе имеют 2,4% студентов. Несовершенный уровень выявлен у 1,4% студентов экспериментальной группы, и в 9,7% контрольной группы. Начальный уровень определен только в 2,9% студентов экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе этот уровень имеют 11,0% студентов. Переходный уровень имеют 18,0% студентов экспериментальной группы, в контрольной группе этот уровень составляет 31,8% студентов. Перспективный уровень студентов как экспериментальной, так и контрольной группы имеет небольшое расхождение. (28,5% — ЭГ, 30,4% — КГ). Постоянный уровень у студентов экспериментальной группы ниже, чем у контрольной группы, соответственно 2,1% и 4,9%. Продуктивный уровень, наоборот, незначительно выше в экспериментальной группы, чем у контрольной (соответственно 9,3% и 6,1%). Совершенный уровень ПЗС показал большое преимущество студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (37,9% ЭГ и 6,1% КГ.) Результаты свидетельствуют о высокой сформированность ПЗС студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Проведенная экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы: 1. Дисциплины психолого-педагогического цикла занимают в системе подготовки студентов экономических специальностей важное место, однако их преподавание ведется без должного учета реально существующих отношений к этому циклу, что в конечном итоге влияет на формирование профессионально-ориентированного отношения студентов экономического университета в психолого-педагогических дисциплин. Подтверждена необходимость целенаправленного воздействия на формирование профессионально-ориентированного отношения студентов экономического университета в ППД. 2. Студенты определяют значимость психолого-педагогических дисциплин, однако овладение психолого-педагогическими умениями не всегда осознается ими как неотъемлемая составляющая их жизнедеятельности и профессиональной деятельности по основной специальности. 3. Экспериментально доказано, что профессионально-ориентированное отношение к психолого-педагогических знаний недостаточно сформированным. Это подтверждается невысоким ранговым местом системы психологических знаний, умений и навыков эффективного решения профессиональных проблем; недостаточно высокой оценкой целесообразности обязательного изучения психолого-педагогических дисциплин. (55%); недостаточно высокой оценкой целесообразности изучения именно цикла ППД по сравнению с целесообразностью изучения психологии; отсутствием у значительной части студентов положительной установки по отдельным предметам психолого-педагогического цикла; нежеланием связывать свою дальнейшую деятельность с педагогической деятельностью. 4. Изучение структурных особенностей профессионально-ориентированного отношения студентов к ППЦ показало наличие в них различных уровней, которых они достигли в сформированности профессионально-ориентированного отношения к ППЦ, структура которого определяется сочетанием рационального, эмоционального и поведенческого компонентов. 5. В результате исследования выявлено, что профессионально-ориентированное отношение студентов к ППЦ как системного объекта детерминировано составляющими рационального компонента: отношение к психолого-педагогических знаний, отношения к дисциплинам ППЦ, уровня усвоения психолого-педагогических знаний; эмоционального компонента: отношение к занятиям по дисциплинам, отношение к преподавателю, эмоциональное состояние на занятиях; поведенческим: профессиональной направленности, отношение к педагогической практики, отношение к профессии преподавателя. Поэтому преподавание ППЦ с учетом одного какого-либо компонента или его составляющей является нецелесообразным. Необходима разработка комплексной программы работы со студентами, которая будет опираться на системный подход, а, следовательно, повышать значимость каждого компонента и его составляющих. 6. В ходе формирующего эксперимента разработаны и реализованы методики, повышающие профессионально-ориентированное отношение студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла, включающие теоретическую и практическую составляющие. Таким образом, внедрение предложенной модели структуры профессионально-ориентированного отношения, актуализация системного подхода к психолого-педагогической подготовки и применения авторских методик способствовало повышению профессионально-ориентированного отношения студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла, большей результативности изучения соответствующих учебных предметов , усилению их влияния на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов Список источников:

  1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. — М .: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  2. Николаенко С. Образование в инновационном развитии общества. Тезисы доклада министра образования и науки Украины С. Николаенко на итоговой коллегии МОН Украины 17 августа 2006 года. // Образование Украины . — 2006. — № 60 — 61, 14 августа. — С. 1 — 20.
  3. Семченко В. А. Теоретическое моделирование как прием исследования сложных объектов // образование и Украине. — К., 2003. — С. 46 — 52.
  4. Семченко В. А. Психология деятельности. — М .: Магистр-S, 2002. — 247 с.
  5. Семченко В. А. Психология социальных отношений. — М .: Магистр-S, 2000 — 167 с.
  6. Семченко В. А. Психология эмоций. — М .: Магистр-S, 1999. — 128 с.
  7. Сысоева С. А. Подготовка учителя к формированию творческой личности ученика. — М .: Полиграф. книга, 1996. — 406 с.
  8. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб пособие / Европ. ин-т экспертов. — С. Пб .: Изд-во Михайлова В. А .: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  9. Education et a Glance. OECD Indicators.2001 Edition. — Paris, OECD. 2001. — 406 p.
  10. Москалева А. С. Формирование психологической культуры девушек-подростков в условиях внешкольного учреждения. Дис. ... Канд. психол. наук: 19.00.07 / Центральный ин-т последипломного педагогического образования АПН Украины. — К., 2004. — 200 с.

Обсуждение закрыто.