Характеристика менеджеров образования по стилю управления

Реферат на тему Характеристика менеджеров образования по стилю управления Поведение человека в социальной группе определяется многими факторами: воспитанность, уважение к закону, к людям, адекватное восприятие социальной и управленческой иерархии, особенность протекания психических процессов у этого человека. Особенности поведения менеджера образования имеют свою специфику, которая определяется уникальностью характеристик образовательной среды и установленной соподчинением морально-этических нормативных отношений всех членов этой среды. Вопрос «Каким бы Вы хотели видеть своего директора школы?» не является риторическим, от этого зависит в жизни каждого из работников школы и учеников. Попробуем создать модель руководителя (по отраслям компетенции), который, на наш взгляд, способен эффективно решать все вопросы развития образовательного учреждения. Портрет менеджера образования 1. Способность к планированию и принятию решений. 2. Работа с человеческими ресурсами. 3. Организованность и целесообразное использование времени. 4. Коммуникация. 5. Навыки общения. 6. Обеспечение развития членов коллектива. 7. Лидерство. 8. Управление изменениями. Конечно, это тот идеал, к которому надо стремиться. В практике мы встречаемся с менеджерами образования, которые не похожи друг на друга. В основе управленческого поведения каждого директора школы, педагога лежит определенный стереотип, что называют стилем . Руководители школ по уровню овладения элементами менеджмента можно классифицировать так: директор — менеджер; директор — педагог; сумасшедший директор; директор — завхоз. По поведенческими проявлениями среди менеджеров образования выделяют: Карающий — руководитель придирается к ошибкам, которых педагоги и ученики допускают в процессе преподавания и обучения («Я — отец»). Формалист — руководитель, который в своих поступках акцентирует внимание на соблюдении процедурных характеристик (по тесту С. Деллингера — «квадрат»). Воспитатель — помогает каждому члену педагогического коллектива осознавать собственный опыт и учиться на нем (по С. Деллингером — «круг»).
эротические фото
Отгороженный — руководитель избегает проявлений интереса к личным делам членов педагогического коллектива. Новатор — руководитель поощряет инновации, исследования, эксперименты (по С. Деллингером — «треугольник»). Директивный — требует неукоснительного выполнения установленных инструкций (по МакГрегором — «Х»). Безопасный — руководитель не обращает внимания на обучение и развитие своих подчиненных. Каждый из этих руководителей по — разному относится к подчиненным. Наиболее рельефно это проявляется в отношении к мнению своих учителей, учеников, всего в чужой правды. Есть три варианта управленческих действий в понимании других: 1. Понять; 2. Не принять; 3. Подавить. Эти характеристики еще не определяют стиль управления людьми. Стиль * — это внутренняя парадигма человека, управленца, которая зависит, в основном, от следующих факторов: Рисунок 11 По Н. Л. Коломинский «... стиль руководства учреждения образования — это система методов, приемов, средств, которые преобладают в управленческой деятельности руководителя, а также особенности их применения, обусловленные личностью руководителя». Стиль управления определяется такими критериями, как характер централизации власти и форма воздействия на подчиненных. Теперь мы можем определить основные стили управления и качества, присущие им. Руководителям школ в своей деятельности приходится сталкиваться с педагогами, имеющих выраженную, так называемую акцентуации характера *. Это — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Рассмотрим, как образец, «жажду власти». Власть — способность, а также стремление сделать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей. Условно можно выделить три типа причин, по которым власти желательна для человека: чтобы доминировать над другими и (или) ограничивать действия других, создавать для них определенную депривацию *; чтобы другие люди над ней не доминировали и (или) не вмешивались в ее дела — иногда эта цель может быть сама по себе конечной и более ценной чем другие; чтобы осуществлять достижения. Анализ управленческого опыта, от доисторического к современному, показывает, что один человек может покорить другую: 1) благодаря своему уму и знаниям; 2) экономическим и техническим средствам, которые имеются в ее распоряжении; 3) благодаря внутреннему богатству и сформированности своей личности; 4) благодаря религиозной вере, воспринятой другими как божья благодать. Власти всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай, когда человек направлена не на одну из этих ценностей, а главным для него становится собственное могущество сама по себе. Власти бывает внешней (институциональная), внутренней (совесть, долг, честь) и анонимной (наука, общественное мнение). К ценностям власти относятся: богатство, свобода, независимость, безопасность, владения, наслаждение ... Вместе с тем, человек у власти теряет свободу.


Основные проявления власти в образовательных учреждениях
  • Власть, в основе которой — волевой принуждение (директор, педагог влияет на подчиненных под страхом наказания).
  • Власть, основанная на поощрении (внедряется система мероприятий по материального и морального стимулирования).
  • Экспертная власть (коллеги, ученики высоко оценивают профессиональную компетентность руководителя).
  • Власти примера (подчиненные уважают руководителя как личности и специалиста, стараются во всем быть похожими на него).
  • Законная власть (высокий официальный статус руководителя предоставляет ему право издавать распоряжения).
  • мера делегирование руководителем своих полномочий ;
  • степень участия подчиненных в принятии решений;
  • уровень информированности подчиненных;
  • тип власти, который использует руководитель
Факторы, определяют стиль управления
Типы акцентуации характера
  • циклоидный — чередование фаз плохого и хорошего настроения;
  • гипертимний — постоянно приподнятое настроение, высокая психическая активность с желанием деятельности;
  • лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
  • астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
  • сензетивни — повышенная уязвимость, чувство собственной неполноценности;
  • психоастенический — высокая тревожность, подозрительность, склонность к самоанализу, сомнительность ...;
  • шизоидный — отгороженность, интроверсия, замкнутость;
  • епилептоидний — злобно-тоскливое настроение с накоплением агрессии, что проявляется в виде приступов гнева, конфликтность, скрупулезная педантичность;
  • застревая (паранояльный) — повышенная подозрительность и болезненная уязвимость, стремление к доминированию, высокая конфликтность, неприятие мнения других;
  • демонстративный (истероидный) — выжимает неприйнянтни для себя факты, склонность к лживости, фантазированию и притворства с целью привлечения внимания к себе; «Бегство в болезнь» в случае непризнания;
  • дистимная — пониженное настроение, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных фактах жизни;
  • неустойчивый — подвержен влиянию окружающих, ищет новые впечатления и компании;
  • конформный — подчиненный и зависимый от других.

Обсуждение закрыто.