Педагогические условия создания новых образовательных сред

Педагогические условия создания новых образовательных сред В чем разница между хорошим и Великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до определенного предела, Большой — сразу видит этот предел. Мария Каллас . На сегодняшний день, уже стал ясен тот факт, что школа, только как основа наук, информации, знания, не решит проблемы демократизации, гуманизации и стабильности современного общества. Передовые мыслители осознали это давно. По нашему мнению, старая система классно-урочной обучения требует профилактической прививки, в результате чего должен родиться школа, даст высокое образование средствами обучения и моральные качества — средствами воспитания. Учитывая работы таких ученых, как С. Костюк, И. Д. Бех, Н. А. Козленко, С. У. Гончаренко, С. Корда, Б. Ф. Ведмеденко, Л. В. Волкова, Б. М. Наумов, можно сказать, что интерес к учебной деятельности является психолого-педагогической категории, занимает одно из ведущих мест в понятийном аппарате учителя-предметника и воспитателя. Можно выделить группу методов, активно влияют на развитие и формирование у учащейся молодежи интереса к любимым видам деятельности. В трудах В. А. Сухомлинского их условно разделены на следующие виды: — информационно-теоретические методы (рассказ, беседа, диспут, дискуссия, лекция и другие); — методы стимула положительных действий (формирование задачи, сопереживание, индивидуализация, сочувствие); — практические методы (упражнения, тренировки, репродуктивное воспроизведение упражнений, соревнования и т. д.); — методы торможения негативных действий (контроль, самоконтроль, анализ, самоанализ, оценка, равнение на лучший образец). Занятия любимым деятельностью — не только средство интеллектуального нравственного и физического совершенствования, но и источник информации о мире. Следует обращать особое внимание на развитие интереса, воспитания положительных привычек средствами любимых видов деятельности, положительных поведенческих поступков как гаранта роста интеллектуальной, моральной и физической закалки учащейся молодежи. Это все возможно в таких учебных заведениях, как лицее при вузах. В лицеистов глубокие убеждения в необходимости ежедневных занятий любимыми видами деятельности, осуществление положительных поступков — это надежная опора в выражении независимого мнения, развития чувств учеников, как составной части воспитания настоящих патриотов, будущих бизнесменов, менеджеров, фермеров и других специалистов. В целях реализации этих задач, в Харьковском университетском лицее Харьковского областного совета, созданном в 1993 году при содействии Главного управления образования и науки Харьковской областной государственной администрации и Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, создан казну идей ведущими преподавателями лицея и университета. Это и обеспечение эффективного использования информации, в частности мультимедийных и электронных средств обучения, создание сети информационного обеспечения сферы учебно-воспитательного процесса. Большое внимание уделяется и нетрадиционным урокам. Конструирование и проведение учителем системы уроков в процессе обучения, как правило, не укладываются в рамки какой-то классификации. Поэтому, мы рассмотрим наиболее распространенные уроки в системе личностно-ориентированного образования. Наряду с уроками ознакомления с новым материалом, уроком закрепления изученного, уроком использования знаний и навыков, уроком обобщения и систематизации знаний, уроком проверки и коррекции знаний и навыков, комбинированным уроком, уроком-лекцией, уроком-семинаром, уроком-зачета, уроком-практикумом, уроком-экскурсией, используют в своей практике также уроки, как:

  1. Урок-дискуссия.
Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование противоречивых вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решений задач и др. В начале урока обосновывается выбор темы или вопросы, уточняются условия дискуссии, отделяются узловые моменты проблемы, обсуждается. Главный момент дискуссии — непосредственная спор ее участников. На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, которые предоставляют информацию для новых размышлений учеников. Следует отметить, что дискуссия является также одним из основных структурных компонентов урока-диспута, конференции, суд, заседание ученого совета и др.
  1. Урок-консультация.
Проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учеников, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их навыков. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся или по каждой теме, или наиболее значимых или сложных вопросов программного материала. Учитель вместе с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого систематизирует сложности, недостатки и ошибки в устных и письменных работах учеников. Перед уроком-консультацией можно предложить ученикам домашнее задание — подготовить карточки с вопросами и заданиями по изучаемой, с которыми они не могут справиться.
  1. Интегрированный урок.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с началом процессов дифференциации в обучении. Ее настоящее этап характеризуется как эмпирической направленностью — разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев сочетая многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать ученикам «мир в целом», преодолев дисциплинарную разрозненность научного знания, а с другой — уволен за счет этого учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Обсуждение закрыто.