Характеристика менеджеров образования по стилю управления часть 2

Демократический стиль Характеризуется значительной децентрализацией власти, руководитель из основных управленческих вопросов советуется с подчиненными; решения принимаются коллективно; средство воздействия на подчиненных — поощрение за любое проявление инициативы. Требования подаются в консультативной форме (советы, консультации). Контроль беспристрастный, поощряется самоконтроль и взаимоконтроль. Отношения доверчивы. Внедряются положительные стимулы и перспектива «радости на завтра». Руководитель-демократ поддерживает с педагогами и учениками доверительные отношения, ведет себя просто, открытый, доступный. Тревожится о сплоченности коллектива. В своей деятельности идет «от человека — к работе». Авторитарный стиль Этот стиль характеризуется большим централизацией власти в руках руководителя, когда он единолично принимает управленческие решения и навязывает их коллектива. Основное средство воздействия на подчиненных — наказание за любое невыполнение приказов и распоряжений, за проявление инициативы. Руководитель-автократ выражает свои требования в директивной форме (приказы, распоряжения, указания). Пытается контролировать все лично. Часто обращается к негативным стимулов-наказаний, угроз и предостережений, которые вызывают у учителя чувства обеспокоенности, тревоги и страха. Вся его экспрессия — внешний вид, речь, позы, движения, интонация — подчеркивает особое, главенствующее положение, неравенство с учителем, и является средством усиления личного влияния на коллектив. Не заинтересованный в сплоченности коллектива. Всех учителей воспринимает «как одного человека». Интересы человека подчиняет интересам дела. В своей деятельности идет «от работы — к человеку». По этому стилю особую окраску получает понятие «фа си литация» * , понимаемая как значительное повышение производительности труда под влиянием присутствия других. То есть, они любят посещать уроки, постоянно котролюваты и своим присутствием добиваться высокой педагогической производительности. Может это и ведет к повышению производительности образовательного процесса, но стоит помнить, фасилитация — это эксплуатация психического потенциала подчиненных. Как писал Симон Соловейчик: "Контроль предназначен, чтобы заставить работать бессовестных. Общий контроль предполагает общую отсутствие совести ... Чего можно достичь контролем от совестливого учителя? Ничего, кроме того, что ему захочется схватить в охапку свои вещи и бежать из этой школы в другую, где директор предоставляет свободу и защищает от таких проверок. В одном случае контроль беспощадный, в другом — опасный. " Либеральный стиль Характеризуется отсутствием вмешательства руководителя в работу коллектива. Деятельность практически брошена на самотек. Чтобы не оказаться в сложной ситуации, руководитель-либерал уклоняется от принятия решений, а производственные вопросы вынужден решать для укрепления собственного положения. Склонный к откладыванию принятия решений. Мы определили три основных типа (стили) управления, которые наиболее контрастно проявляются в образовательных учреждениях. Но, конечно, в практике их существует намного больше. В литературе их описывают и определяют, как правило, с приставками «мезо -», «псевдо -» ... Считаем необходимым остановиться на характеристике еще такого стиля управления, о котором пишут и говорят мало. Это — харизматичный стиль . В его основе — прелесть руководителя. Этот стиль достаточно феноменальный по своей сути и связан с приписыванием личности руководителя свойств, которые вызывают к нему глубокое уважение и безграничную веру в его возможности. Эти качества личности относятся к такому, что трудно определить (очарование, притяжения, даже магнетизм). Исследования американских ученых У. Бенниса и Б. Наннуса позволили выделить пять основных черт поведения, характерных для руководителей с харизматическими качествами: концентрация внимания на главных вопросах с целью привлечения других людей к анализу, решение проблем и планирование действий; способность к риску, основанный на тщательных расчетах возможного успеха; совершенная взаимодействие с людьми через механизмы взаимопонимания, сопереживания, активного слушания и обратной связи; демонстрация последовательности и надежности в своий поведении, открытое выражение своих взглядов и соблюдения их в поступках; проявление заботы о людях и усиление в них чувство собственного достоинства через механизм формирования высокой самоуважения и адекватной оценки. Хар и зма * — это власть, построенная не на логике, не в давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера или харизматического воздействия определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечение к нему, а также потребностью исполнителя в принадлежности и уважении.

Приметы харизматической личности
  • обмен энергией;
  • солидная внешность;
  • независимость характера;
  • хорошие риторические возможности;
  • восприятие восхищения своей личностью;
  • достойная и уверенная манера поведения.
Влияние * за разумную веру осуществляется следующим образом: исполнитель (учитель) представляет, что директор имеет особое экспертное знание в отношении данного проекта или проблемы. Учитель принимает на веру ценность знаний руководителя. Каждая рекомендация, пожелания такого руководителя выступают в виде функции плацебо.

Авторитарный Либеральный
Демократический
Сосредоточенный на работе Сосредоточенный на человеке
В основе авторитарных типов управления находится принцип макиавеллизма * . Он получил название в честь средневекового политолога Никколо Макиавелли (1469—1557), который еще в 1532 году, занимая должность секретаря Совета десяти во Флоренции во времена правления Медичи, в книге «Принц» провозгласил идею о том, что правителю не стоит беспокоиться при средствах, которые обеспечивают успех, поскольку «цель оправдывает средства». Таким образом, по Макиавелли, руководитель может беззастенчиво использовать ложь, коварство и другие подобные методы для манипулирования и контроля над людьми, расправы над недругами и врагами. Ведь тот, кто желает сохранить власть, должен прибегать к злу. Специалисты в области менеджмента Р. Блейк и Д. Мутонрозробилы графическую решетку для определения основных типов управления людьми. Рисунок 12 Блейк и Мутон заботу руководителя о людях и заботу об учреждении распределили на двух осях «управленческой решетки» («Х» и «Y» — не имеют ничего общего с теорией МакГрегора). Вот «Х» показывает эффективность выполнения производственных задач, а ось «Y» — эффективность управления «человеческим фактором». Были описаны пять специфических стилей управления, вытекающие из анализа «управленческой решетки»:

Обсуждение закрыто.