Педагогические технологии формирования личности в контексте современных социальных изменений

Педагогические технологии формирования личности в контексте современных социальных изменений Развитие человечества сопровождается социальными изменениями, которые обусловливают процессы трансформации личности и требуют определенных преобразований в образовательно-воспитательной сфере. Эти вопросы поднимаются в работах В. Кременя, И. Беха, К. Корсака, Е. Хрикова и других ученых. В этом контексте важное значение приобретают педагогические технологии, направленные на формирование личности. Цель статьи — осветить основные тенденции, детерминирующих определенные личностные изменения, определить педагогические технологии, применение которых может способствовать коррекции личности в соответствии с требованиями современности. Сегодня можно с уверенностью утверждать: социальные тенденции обозначились на рубеже веков, являются главными, вызывая развитие нашей цивилизации в XXI веке. В предыдущие годы на страницах различных научных изданий развернулась дискуссия по вопросам задач и содержания педагогической науки на новом историческом этапе. Ученых интересовал как влияние глобальных цивилизационных процессов, так и факторы, влияющие на формирование Украинской в постсоветском социокультурном среде. В контексте нашего исследования ключевым является положение, что главная фигура этого дискурса — личность, ее ведущая роль в дальнейшем развитии человечества. Рассмотрим это положение более детельно. В первой тенденции относят переход человечества от индустриального производства к научно-информационных технологий. Этот процесс способствует рождению третьего типа общества — информационного (или пост-индустриального), где форма собственности на средства производства и основные предпосылки его успешности и развития напрямую зависит от человека, то есть уровня его личностной развитости. Вторая тенденция — это тенденция к глобализации. Сегодня все понимают, что процесс глобализации нарушает не только вопрос интеграции стран, взаимосвязи между народами, создания единого экономического и информационного пространства и тому подобное. В основном он способствует (и это признают как самое существенное в процессе организации человеческого взаимодействия) обострению конкуренции, распространению ее на планетарном уровне, охвату ею не только экономики (как это наблюдалось в начале глобализационного процесса), но и всех сфер жизнедеятельности людей. В качестве примера глобализационных процессов в культурно-образовательной сфере можно рассматривать принятие Совместной декларации министров образования Европы (на встрече в Болонье 19 июня 1999) о Европейском регион высшего образования. В этом контексте перед человеком стоит задача быть настолько профессионально подготовленной, личностно развитой, автономной, чтобы она могла осуществлять соответствующую потребностям общества эффективную и конкуретоспроможну не только профессиональную, но общую жизнедеятельность. Следующая, не менее важная, чем предыдущие — тенденция взаимодействия, или «столкновение» культур Запада и Востока. Она также обусловливает определенную ряд проблем как в организации деятельности, внешних проявлений людей, так и в их внутреннем формировании: мировоззрение, система морально-ценностных ориентаций, убеждений и тому подобное. Что касается социальных изменений, которые происходят непосредственно в нашей стране, можно отметить, что все они проходят на фоне социокультурного наследия советских времен. Среди них, которые негативно влияют на формирование личности, можно выделить:

  • убеждение в бесполезности собственных усилий в решении личных проблем;
  • низкую общественно-гражданскую активность, беспомощность по эффективному влияния на общественную жизнь, политические и экономические изменения;
  • отсутствие способностей к критическому анализу, навыков селекции и оценки информации, приобретается через СМИ: печатные издания, радио и телевидение;
  • подчинения собственных мыслей и приоритетов коллективным отсутствие образцов индивидуального образа жизни и корпоративных принципов организации деятельности;
  • недостаточная развитость эмпатии и рефлексии.
Перечисленные тенденции социальных изменений — как глобальные, так и региональные — непосредственно влияют на формирование личности, на ее становление, и, как следствие — на способ организациии жизни. Несмотря на это, Министр образования и науки Украины В. Кремень подчеркнул: «Задача в образовательной политике модернизировать, изменить образование таким образом, чтобы она больше соответствовала реалиям современности и готовила человека быть конкурентоспособной во взрослой жизни». Основывается это положение на новом парадигмальном подходе — самообразовании и самосовершенствовании личности. ХХ век — это век, когда смена идей происходит быстрее, чем изменение жизни одного поколения. Поэтому сегодня недостаточно научить ученика или студента только сумме знаний и обеспечить тем самым конкурентоспособность этого человека на протяжении жизни. Кроме предоставления базовых знаний, необходимо реализовать другую функцию образовательной деятельности, а именно — научить ребенка учиться всю жизнь, приобретать знания и информацию самостоятельно и использовать усвоенное в повседневной практической, производственной, общественной и иной видах деятельности. Такой подход к формированию личности выходит за пределы профессиональной направленности образования и охватывает прежде всего сферу культурной жизни. Этот процесс связывается с самореализацией личности, и главное значение здесь приобретает формирование, развитие и регуляция индивидуально-личностных качеств человека. Итак, сегодня перед образованием и воспитанием стоит задача: формировать личность с такой системой психофизических качеств, которые бы обеспечивали возможность реализовываться в XXI веке. Эту проблему, которая стоит перед современной отечественной педагогической наукой, исследуют все звенья академической науки. Так, на сессии Академии педагогических наук, состоялась 8 апреля 2004 года, И. Бех подчеркнул необходимость создания личностно-развивающей среды, главной задачей действия которого является решение личностных проблем. Проанализировав реалии, к этим проблемам относим: инфантилизм, бездуховность, обесценивание идеалов, эстетизация сугубо бытовых явлений, дезадаптация, театрализация жизни, низкая социальная активность и тому подобное. Именно эти проявления жизнедеятельности человека можно рассматривать как векторы коррекционного и воспитательного воздействия определенных педагогических технологий. Прежде чем отметить педагогических технологиях, считаем целесообразным определить сущность понимания понятия «педагогическая технология». Анализ справочной литературы позволил выделить следующие дефиниции. Технология — совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение различных производственных операций и тому подобное. Технология социальная — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей, выдвинутых в процессе социального планирования и развития, решения различных социальных проблем (повышение производства, осуществление организации управления, целенаправленного воздействия на общественное мнение через средства массовой информации). Технология обучения — это, по определению ЮНЕСКО, в общем понимании — системный метод создания, применения и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию образования.

Обсуждение закрыто.