Требования менеджмента в школьной образовательной среды часть 2

Таким образом, опыт вальдорфской педагогики реализовал установку на развитие не только интеллекта, но и эмоций, организованности, силы воли, всего, что гарантирует гармоничное развитие ребенка. 4. Концепция Монтессори Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870—1952рр.) Создала уникальную концепцию развития детей, страдающих слабоумием. Она пришла к выводу, что умственная отсталость детей требует не столько медицинской помощи, как воспитательного патронажа. Она сама учит и воспитывает дефективных детей в течение 12:00 в сутки. Как результат: умственно недоразвитые и невоспитанные дети выдержали экзамены для обучения в общеобразовательной школе. Свой успех Монтессори объяснила тем, что эти дети прошли другой путь духовного развития. В приюте Монтессори психическое развитие детей стимулировался специально разработанной методике, тогда как нормальные дети в народной школе были задавлены формализмом и догматизмом. Дети в воображении Монтессори — это работники, которые творят из себя людей, занятых очень сложным делом самовоспитания и самообучения с помощью взрослых (усиленная рефлексия). Личность, по Монтессори, совершенствуется так, как совершенствуется голова, нос, ухо, развиваясь в соответствии с внутренними силами. Надо воспитать человека, способного наблюдать и различать добро и зло, заниматься самоуправлением, быть деятельным, сдержанной, дисциплинированной. В школе Монтессори все дети занимались посильной физической работой. Все! Монтессори отменила награды и наказания учеников. Она считала, что награды оскорбляют человеческое достоинство. Основное наказание — изоляция провинившихся, от детского коллектива, но так, чтобы они видели, чем и как заняты их товарищи. Девизом системы М. Монтессори был лозунг: «Помоги себе сам». Приведенные выше педагогические системы — сущность парадигмы педагогики поддержки . Ученик находился в состоянии вынужденной активности, его интерес поддерживался учителем. Основной дидактический приоритет — стремление не демонстрировать руководящую позицию учителя. Менялись времена, трансформировались требования были школьные революции, «перестройки» и реформы. Реализовались различные научные идеи, коллективные формы (Липецкий метод), авторские взгляды (Шаталов В. Ф., Гузик Н. П., Лысенкова С. Н.). 5. Современные взгляды на образовательную среду Предлагаем вниманию некоторые идеи из работы ученого-педагога А. Урбенськи «Принципы работы эффективных школ». должен быть консенсус и понимание того, что ученики должны знать и что они должны делать. Если этого нет, мы не имели бы представление о том, что должны знать и уметь делать взрослые. Как результат — не будет общего понимания структуры и организации школы. Без взаимного согласия и понимания «стандартов» у нас не будет общей цели. Школы должны быть малыми — достаточно малыми, чтобы ученики знали друг друга. Архитектура не должна диктовать педагогические подходы. Школа должна быть единством людей, которые учатся — с определенными обязанностями и небольшой потребностью институциональной динамики. Нам нужен активный и соответствующая жизни процесс обучения , а не пассивная деятельность. Ученики должны учиться с такой скоростью, с которой они могут работать в группах, читать произведения, а не только учебники, использовать первоисточники. Они должны развивать в себе такие «навыки» (по Дебора Майер): как думать, а не о чем думать; как создавать для себя собственное понимание; как видеть связи и понимать примеры; как решать проблемы и принимать правильные решения. Необходима система оценивания, разнообразная , такая, которая базируется на достигнутых результатах, а не письменные тесты, в основе которых — догадка. Эта система должна выявлять не только то, что знают ученики, но и то, что они умеют делать. Нужна уверенность в том, что учителя сами владеют знаниями. Учителя должны учитывать разный уровень культуры учащихся, учебного развития, работу в группах, различные стили обучения и умственного развития учащихся. Без демократической динамики дети не учатся демократии . Мы можем рассказывать им о демократии, но когда дети не видят, что взрослые ведут себя демократично, они никогда не поверят, что демократия важна или вообще возможна. Необходима безопасность и дисциплина . Не может быть эффективного обучения и воспитания в условиях хаоса и страха. Школа должна давать сопротивление хулиганству, гадостей и преступном поведении. Детей надо учить самодисциплине и тому, как жить в мире. Школа должна тесно сотрудничать с семьями учеников , брать на себя часть ответственности за готовность их к участию в учебном процессе. Следует учесть, что каждый ребенок существует в «поле» семьи, школы, учителя должны находить пути привлечения родителей к учебному процессу. Мы обязаны использовать систему стимулов , чтобы способствовать положительным действиям детей, и систему наказаний с целью коррекции их поведения. Но эти стимулы должны быть сугубо индивидуальными, а не контролирующими. Они должны быть логичными результатами: предоставление больших ресурсов, определения и предоставления автономии успешной практики, исправляя, в то же время, неэффективную работу учителей. Ученики и родители должны иметь право выбора школы . Школа, так же, должна иметь право устанавливать определенные стандарты поведения, уровня развития и обучения. В согласии с этим излагает свои взгляды на развитие современной школы психолог-педагог А. А.Леонтьев в своей авторской концепции А. Мы считаем нашу концепцию личностно ориентированной . 1. Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все ученики, независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Школа в нашем понимании должна быть адаптивной ... Она не должна быть ни элитной (хотя мы полностью поддерживаем существование таких элитных школ; речь идет, напомним, о массовой школе!), Ни превращаться в вспомогательную, компенсационную школу. 2. Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача — развитие ученика, причем не только развитие его мышления, а — в первую очередь! — Целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию — за стенами школы ... По удачному выражению американского психолога А. Маслоу «образование в демократическом обществе не может быть ничем иным, как помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества».

Обсуждение закрыто.