Методика проведения уроков по внеклассного чтения часть 6

Книги на урок первоклассники не приносят и это делает учитель. Тема следующего занятия не сообщается — об этом знает только учитель. Ученики работают с книгой только вместе с учителем. Педагог-наставник постоянно следит, как реагируют ученики класса на чтение (или волнуются, выражают свои эмоции жестами, мимикой), насколько охотно и активно берутся к книге во внеурочное время. Оценивать результаты работы с детской книгой на подготовительном этапе не стоит. В это время учитель устно и искренне одобряет или поощряет записью в дневнике деятельность ученика, отмечает его за усердие. 5. Уроки внеклассного чтения на начальном этапе Основная задача уроков внеклассного чтения на начальном этапе (2 класс (104)) — пробудить и сформировать интерес к самостоятельному чтению книг. На этом этапе для внеклассного чтения отводятся отдельные уроки. Структура урока остается примерно такой, как и на подготовительном этапе. Сначала короткая беседа учителя, за ней — чтение учителем произведения с целью возбуждения интереса к самостоятельному чтению. По этой части урока идет коллективный рассмотрение книги и разговор по поводу прочитанного, затем продолжается несколькоминутный самостоятельный рассмотрение новой книги. После этого детям предлагается самостоятельное молчаливое чтение произведения. Завершается урок беседой по содержанию прочитанного произведения. Названа последовательность хода урока может быть изменена. В указанных пунктов урока может быть внесена дополнительно работа над загадками, пословицами ... В чем особенности подготовки и проведения уроков на этом этапе обучения? Первая — вводится самостоятельное молчаливое чтение. Дети читают не полностью е знакомый им произведение, а тот, который только вслух прочитал учитель. Вторая — дети работают на уроке не с одним произведением, а с несколькими, по крайней мере с двумя. Третья особенность заключается в том, что книги для чтения на каждый урок внеклассного чтения отбирает учитель, при необходимости связывая их с тематикой произведений классного чтения. Новая задача требует новых организационно-методических условий: продолжительность занятия рассчитаны на целый урок (45 мин.), Урок внеклассного чтения проводится два раза в месяц, на уроке основное место занимает теперь самостоятельное чтение — рассмотрение новых детских книг с помощью учителя и под его постоянным руководством. По поводу этого учителю следует проникнуться мыслью, что современная методика начального обучения. в том числе и методика обучения чтению, — это наука. Методическую науку надо же развивать на уровне закономерностей, формулировки понятий, аналитико-критической реализации этих закономерностей. Учитель должен быть уверен, что методика исследует закономерности обучения не отдельному учебному предмету, а только через учебный материал, то есть через осознание фактов, явлений, процессов окружающей детей реального мира, за правильно организованную деятельность с объектами , фактами, явлениями и процессами, он сумеет помочь каждому ребенку на доступном ему уровне познать не только «чужой» мир. но и самого себя. Итак, ведущей деятельностью в этот период становится индивидуальная работа ребенка с книгой. Структура учебного процесса теперь такая: 1. Решение задач на ориентирование в детских книга — 5 мин. 2. Выразительное чтение учителем произведения 5-7 мин. 3. Беседа — размышление о прочитанном — 6 мин. 4. Самостоятельное знакомство с новой книгой 4-5 мин. 5. Самостоятельное чтение учениками указанного произведения о себе — 10-12 мин. 6. Выявление и оценки качества самостоятельного чтения-рассмотрения — 5-7 мин. 7. Рекомендации к внеурочной работы с книгами на следующие недели — до 3 мин. Как видим, на уроке внеклассного чтения отчетливо выделяются вступление в читательской деятельности (п.1), рекомендации по внеурочной работы (п. 7) и две основные части, первая из которых (п.2-3) подобная занятий на подготовительном этапе обучения. Разница только в том, что классный читает произведение из книги, в которой дети уже самостоятельно сориентировались путем чтения — рассмотрения до начала урока. Такая закономерность обязательна и для второй, новой части урока (п. 4-6): у учащихся есть все необходимые знания и умения. чтобы привыкнуть самостоятельно думать над книгой к чтению, предсказать ее содержание. проверить качество чтения сопроводительным рассмотрением иллюстрации, а дальше для подтверждения правильности восприятия прочитанного и размышлений над ним воспроизводить не только отрывки текстов, но и содержание иллюстраций. Учитель в это время доброжелательно оценивает самостоятельные усилия читателей — начинающих. Доступными вопросами, аналогиями, сопоставлениями учит детей приемам размышлений о прочитанном после того, как книга закрыта. Этим обеспечивается продвижении младшего школьника в общем интеллектуальном и литературном развитии. Чтение для себя и о себе занимает на уроке 10-12 мин. На первый взгляд — вроде мало времени. Но вслух учащиеся перечитывают текст, когда отвечают на вопросы учителя, когда в процессе беседы хотят убедить слушателей в правомерности своего мнения (выборочное чтение). В отдельных случаях, если произведение всем дужне понравился, можно перечитать текст от начала до конца. Это допускается вместо заключительной беседы о прочитанном. Чтобы выполнить учебное задание начального этапа (сформировать интерес к самостоятельному чтению) нужно иметь до 15-16 книг «коллективом» — комплектов одинаковых книг по количеству учеников. Учителю свободно выбирать для своего чтения вслух так и для самостоятельного чтения учащимися те произведения и книги, которые, на его взгляд нужно именно его классовые, которые вызывают положительные эмоции. Для этого он может использовать все доступные тонкие детские книжки. Почему тонкие? Потому, что с толстыми книгами второклассники еще не справятся. Учебная деятельность второклассников проверяется учителем и руководством школы. Систематическом учете подлежат, во-первых, ход обучения, то есть его содержание и последовательность, во-вторых, — результаты: объем и глубина читательского кругозора школьников, отношение к книге и самостоятельного чтения, уровень соблюдения общепринятых норм и правил при самостоятельном отбора и чтения детских книг. Проводник метод учета — повседневности наблюдения за читательской деятельностью учащихся. Учет внеклассного чтения должен вестись как самим учеником, так и учителем. Есть ученики, которые очень много читают книг, но при необходимости они в состоянии назвать только несколько из них, потому что забыли названия прочитанных книг, фамилии их авторов, а иногда смешивают и содержание одной книги с другой. Следовательно, целесообразно приучить учеников учитывать прочитаны ими книги. По мере развития учащихся, их возраста учитель должен добиться того, чтобы учеников кратко или полнее вели учет прочитанного. Да, на каждую прочитанную книгу ученик начальных классов может сделать запись по следующей форме:

1 класс Дата Фамилия автора Название книги
2 класс Фамилия автора Название книги Главные действующие лица
3 класс Фамилия автора Название книги Главные действующие лица, понравились.

Обсуждение закрыто.