Украинская школа конца xix — начала xx в. часть 2

Между прочим, Л. И. Боровиковский, кроме педагогической деятельности, был поэтом Шевченко суток. В предисловии к одной из сборников он писал: "Моя мать — Украина: она меня ласкала и кормила, и всего хорошего наставляла. Как искренний ребенок, я ее слушал — и вовек не забуду, что она мне говорила, как всего хорошего учила — как с людьми жить, как на свете хорошо делать ... « Собственно, таким было и педагогическое кредо Льва Ивановича. Поэтому учитель-филолог, ученый-фольклорист, этнограф, лингвист, поэт-романтик Левко Боровиковский заслуживает доброй памяти на скрижалях истории украинской педагогики и школы. Нельзя не назвать учителя пошевченковои времени, воспитанника историко-филологического факультета Харьковского университета Василия Степановича Гнилосыров (1836—1901), который всю свою жизнь отдал образовательной деле, работал учителем, а с 1873 — директором Каневской уездной школы. BC Гнилосыров был сторонником демократических преобразований в системе народного образования, стремился излагать на родном языке, много сделал в деле ухода за могилой Т. Шевченко, ее упорядочение и охраны. Он всю свою жизнь воспитывал учащуюся молодежь в уважении к национальным святыням и символов. Вошел известный учитель в историю литературы под псевдонимом А. Гавриш-Гнилосыров. Пусть под таким же именем талантливый учитель пошевченковои суток войдет и в истории украинской педагогики. Учитель литературы Василий Семенович Язык (1842—1891) долгое время работал в екатеринославской Мариинской женской гимназии. Он закончил юридический факультет Харьковского университета кандидатом права, и, как часто бывало в учительских кругах того времени, много работал в литературе, между прочим, под псевдонимом В. Лиманский. Вероятно, под влиянием местоположения родного хутора у Сладкого лимана, на Кубани. BC Язык-Лиманский происходил из рода казацкого сотника Черноморского Стародеревьянкивського куреня. Убежден вольнодумец, знаток и популяризатор творчества Кобзаря, один из первых авторов поэтического перевода «Слова о полку Игореве» на родном языке, автор нескольких оригинальных произведений в поэтических сборниках «Подснежники», BC Язык-Лиманский имел дружеские отношения со многими прогрессивными учителями Украины пошевченковои суток. Воспитанник Черниговской гимназии и Киевского университета Николай Андреевич Вербицкий (1843—1909) преподавал словесность в Полтавской, а затем в Черниговской гимназиях. Ему были присущи бунтарский нрав, глубокое убеждение в необходимости демократических преобразований в системе и содержанию народного образования Украины; в практической деятельности стремился воспитывать святые человеческие чувства на лучших образцах украинского фольклора, на произведениях Тараса Григорьевича Шевченко, будил среди учащейся молодежи чувства достоинства и гордости принадлежать к странному украинского миролюбивого, трудолюбивого и песенного народа. Отдельной и самобытной фигурой на поприще украинской культуры и просвещения является Иван Иванович Манжура (1851—1893), жизнь и творчество которого прошли в основном на Екатеринославской (ныне Днепропетровская область). В И. И. Манжура игнаний царизмом с шестого класса гимназии за «непокорный нрав», впоследствии — со второго курса Харьковского ветеринарного института, к которому 1870 И. Манжура вступил вольнослушателем, где бы он ни работал потом — везде преследовался. Выдающийся украинский поэт, фольклорист и этнограф, историк и учитель все взрослую жизнь перебивался частными уроками, мизерным подработкой в редакциях екатеринославских журналов и газет, для которых писал статьи о воспитательной и формирующую роль народно произведений, народных обрядов и традиций. Поэтому, несмотря на постоянную пристальное внимание полиции и различных департаментов, вдохновенного певца и защитника обиженных и обездоленных И. И.Манжуру выбирают 1887 действительным членом Харьковского историко-филологического общества, а 1891 — действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Сборники стихов «Степные думы и песни» (1889 р.) И фольклорных произведений "Сказки, пословицы и т. П., Записанный в Екатеринославской и Харьковской губ. И. И. Манжурой "(в 1890 г...) Еще при жизни автора изучались в учебных заведениях Среднего Приднепровья. Обессиленный в борьбе с бедностью, постоянными преследованиями, надломленный ужасными условиями жизни и тяжелыми болезнями, И. И. Манжура умер на 42 м году жизни в Екатеринославе как бездомный нищий. Он был похоронен на историческом Севастопольском кладбище. Лишь в начале 60-х годов XX в. найдены могилу великого страдальца и рукописные тетради в фондах Государственной публичной библиотеки АН Украины. В одной из стихов странствующего талантливого учителя и ученого есть строки «Я сын твой, мамочка-Украина ...». Такой же обездоленный и изуродованный сын, какой была тогда Украина для большинства своих детей ... В конце XIX — в начале XX в. активной деятельностью отличились «Просвиты», которые ставили своей целью содействия образованию украинского народа на его родном языке. Первая организация «Просвиты» возникла в 1868 во Львове. Революция 1905—1907 pp. способствовала открытию просветительных обществ в Киеве, Одессе, Чернигове, Житомире, Екатеринославе, Каменец-Подольском, Одессе и других городах. Они внедряли в школы украинский язык, историю Украины, заботились об издании украинских учебников, книг, задавали вопросы об открытии украинских школ, проводили праздники по народным традициям и тому подобное. В этот период издательство «Украинский учитель» выдало «Украинский грамматику для школы» Г. Шерстюка, «Арифметику для украинских школ» А. Конисского, «Грамматику (Букварець)» С. Черкасенко и др. Значительное просветительскую работу проводил педагогически-образовательный ежемесячник «Свет», издававшегося «Украинская учителем». Журнал освещал вопросы дошкольного, школьного и внешкольного воспитания, отстаивал права украинского школы и украинского языка в ней. В журнале давались ценные советы учителям, воспитателям, родителям из различных образовательно-воспитательных проблем. Деятельности обществ «Просвита» противодействовала вся система самодержавия с ее механизмом преследований и репрессий. Поэтому прогрессивные деятели образовательной нивы, общественность конца XIX — начала XX в. отстаивали национальную сущность, содержание и традиции украинского образования, педагогической мысли. Благодаря их неустанному труду удалось сохранить основы национального школьного и традиций, украинской педагогической мысли.

Обсуждение закрыто.