Педагогические условия формирования любви к украинскому языку учащихся средних классов в внешкольное время часть 5

Внеклассная работа отличается от уроков содержанием: на внеурочных мероприятиях часто рассматриваются языковые вопросы, которые не определены программой и не затрагиваются в классе. Еще ярче различие между классными и внеурочной занятиями в методике проведения. Даже при одинаковой тематике на уроках и во внеклассной работе используются различные формы, методы и приемы работы. В школах, где внеклассная работа по языку организуется по образцу уроков и преследует только утилитарные цели — после нескольких занятий повысить успеваемость и улучшить грамотность учеников, — она обречена на неудачу. Эффективность классных занятий и внеклассной работы также тесно связаны между собой и взаимообусловлены. С одной стороны, методически правильно построены и интересно проведены уроки вызывают интерес к языку, желание лучше, глубже изучать ее. На содержательных, хорошо продуманных уроках возникает ряд дополнительных вопросов, решение которых требует специальных бесед и занятий. Во время работы в классе формируется актив, который интересуется языком и становится ядром коллектива учащихся, охваченных языковой внеклассной работой. Наконец, на уроках учитель нередко обращается к связанным с изучаемой теме, фактов языка, которые рассматривались на тех или иных внеклассных мероприятиях. С другой стороны, внеклассная работа положительно сказывается на усвоении учениками программного материала, на ходе урока. Участие во внеклассных мероприятиях влияет на общий речевое развитие учеников, заметно обогащает и разнообразит их язык, расширяет и укрепляет знания, полученные на уроках, возбуждает любовь, интерес к украинскому языку как учебного предмета. Хорошо организованные внеклассные мероприятия облегчают труд учителя на уроке. Некоторые методисты, рассматривая взаимосвязь между внеклассной работой и уроками в основном в тематическом плане, подчеркивают, что степень такой связи бывает разным. Одни внеклассные мероприятия непосредственно связаны с темой уроков другие — лишь частично. Выделяются также формы работы, переходные от уроков в внеклассных занятий. Цель внеклассной работы по украинскому языку вполне подчиняется общим задачам обучения и воспитания учащихся в школе. В процессе проведения внеклассных языковых мероприятий осуществляются такие важные задачи: 1. Углубление чувств патриотизма, воспитание любви к родному языку и языков братских народов, в частности русского, к истории языка, его богатых средств выражения тончайших оттенков мыслей и чувств, в благозвучия, красоты родного слова. 2. Расширение и углубление знаний, полученных на уроках, что достигается, с одной стороны, путем использования Позапрограмная материала, а с другой — через обработки интересных и сложных языковых фактов, относящихся к тем, определенных программой. 3. Выработки и закрепления навыков анализа, синтеза, классификации, систематизации языковых фактов, совершенствует речевое развитие, грамматическое мышления, формирует чувство языка. 4. Развитие устной и письменной речи, формирование навыков правильно, точно и образно выражать мнение, заботиться о богатстве, чистоту и красоту речи. 5. Повышение интереса к украинскому языку как учебной дисциплины, возбуждения стремлений изучать, исследовать язык. 6. Развитие индивидуальных способностей отдельных школьников, формирования навыков проводить кропотливые лингвистические исследования. Принципы организации внеклассной работы по ЯЗЫКА Проводя внеклассную работу по украинскому языку учитель придерживается всех обще дидактических принципов обучения. На каждом внеурочном западе или занятии в неразрывном единстве осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Получая или расширяя определенные сведения о языке, ученики вместе с тем убеждаются, насколько богата и гибкая родной язык, проникаются любовью к ней и ее создателя — народа. Сопоставляя особенности украинского и других восточнославянских языков, в частности русского, ученики убеждаются в родстве, близости, этих языков историей развития, словарным составом, фонетической системой, грамматическим строем. На внеклассных занятиях рассматривается ряд интересных для учащихся по общему языкознанию. Беседы на такие темы, в частности о языках мира, происхождения языка, об истории украинского языка, возникновения и жизни отдельных слов и словосочетаний, способствуют выработке правильных взглядов на происхождение языка, связь ее развития с историей народа, то есть углубляют диалектико-материалистическое мировоззрение. Многие внеклассных мероприятий посвящается формированию умений улавливать все краски и оттенки образного слова, чувствовать и переживать живописность, эмоциональную насыщенность его. Важная роль принадлежит внеклассной работе в воспитании. Любий к труду, настойчивости, самостоятельности, творчества, инициативности, сообразительности и других важных качеств советского человека. Каждый внеклассное мероприятие по языку предусматривает вооружение учащихся определенной суммой знаний, выяснения соответствующего круга языковых вопросов. Все сведения о языке, ее отдельные факты всегда рассматриваются и трактуются в соответствии с положениями современного языкознания. Нарушение принципа научности при внеклассной работы также не допустимо, как и во время урока. Внеклассная работа по языку имеет планироваться и проводиться так, чтобы сведения, языковые, явления разрабатывались учениками в определенной системе, последовательности, во взаимосвязи. Явления и факты, которые анализируются при внеклассной. работы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Принцип доступности при этом находится в неразрывной связи с принципом осознание знаний и с активизацией познавательной деятельности учащихся. В основе организации и проведения внеклассной работы по языку лежит требование развивающего обучения. Развитие способностей учащихся реализуется не только путем обогащения их знаний, но и путем формирования навыков самостоятельной научной работы по языкознанию, куда входит как наблюдение над языком и анализ языковых явлений и фактов, так и обработки лингвистической литературы. Надлежащее место в системе внеклассной работы занимают проблемные и познавательные задачи. Чтобы внеурочные мероприятия были доступными и активизировали познавательную деятельность школьников, они организуются по возможности учащихся одного возраста — определенного класса. Ведь вполне понятно, что, скажем, на викторине по языку для учащихся IV — VII классов большая часть детей будет пассивной; Подобрать вопросы, в равной степени интересны и посильны четвероклассникам и семиклассникам, очень трудно, даже, пожалуй, невозможно. Вопросы окажутся или легкими и тона неинтересными для учащихся VII класса, или сложными и непонятными для четвероклассников. В внеклассной работе по языку необходимо придерживаться принципа преемственности и перспективности. Планируя внеурочную работу с учениками соответствующего класса, учитель, учитывает знания и навыки, полученные на уроках и внеурочных мероприятиях в предыдущих классах, и то, над чем школьники будут работать в последующие годы. В внеклассной работе осуществляется связь теории с практикой. В широком смысле он проявляется в том, что ученики на внеклассных мероприятиях получают знания и умения, необходимые для жизни: обогащается словарь, совершенствуются навыки высказывать мнение устно и письменно, умение работать над словарями, литературой, конспектировать и реферировать научные труды, писать и произносить докладе подобное. Овладение нормами литературной речи, устранение диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, неуклюжих словосочетаний и выражений из языка учеников — одна из центральных задач внеклассной работы по украинскому языку. Связь теории с практикой проявляется и в том, что ученики учатся применять полученные знания в учебной практике, выполняя соответствующие упражнения.

Обсуждение закрыто.